НОВОСТИ

Новый номер

Аналитические обзоры

Мировой рынок лимонной кислоты: рост за счет китайского производства

декабрь 2011 года

Сфера применения лимонной кислоты достаточно велика. Лимонная кислота – наиболее широко используемый регулятор кислотности, ее используют почти во всех отраслях пищевой промышленности. По мнению специалистов, лимонная кислота содержится примерно в половине всех пищевых продуктов.

Мировая пищевая промышленность потребляет около 70% общего объема производства лимонной кислоты. Больше всего лимонной кислоты поступает на производство различных напитков – газированных, негазированных безалкогольных, тонизирующих, сухих напитков, холодных чаев. Кроме того, лимонная кислота нашла широкое применение в кондитерской и хлебопекарной отраслях, консервной промышленности, а также при производстве соусов, кетчупов, майонезов, плавленых сыров и замороженных продуктов. Как консервант лимонная кислота применяется для увеличения сроков хранения мяса, желе и пресервов.

Широкое использование лимонной кислоты во многом обусловлено ее полифункциональными свойствами. Кроме того, что лимонная кислота придает кислый вкус продуктам и напиткам, она выступает как антиоксидант и как синергист антиокислителей.

Лимонная кислота обладает более мягким вкусом по сравнению с другими пищевыми кислотами и не оказывает раздражающего действия на слизистые оболочки дыхательного и пищеварительного тракта.

Приблизительно 15–17% производимой в мире лимонной кислоты применяется при производстве моющих средств, косметическая и фармацевтическая промышленности используют 7–9% и еще 6–8% поступает в другие отрасли. В США из-за активного роста производства чистящих и моющих средств этот сектор потребляет более 20% лимонной кислоты, на фармацевтические продукты и пищевые добавки американцы используют более 10%. Кроме того, спрос на лимонную кислоту в Америке растет в связи с расширением производства прохладительных напитков, в котором лимонная кислота используется очень активно.

Мировой рынок лимонной кислоты достиг 1,6 млн тонн

По данным исследования компании Abercade «Мировой рынок органических кислот: лимонная и молочная кислота», в 2010 году объем мирового рынка лимонной кислоты достиг приблизительно 1,6 млн тонн. Развитие рынка в период с 2006 по 2010 года происходило, главным образом, за счет наращивания объема выпуска лимонной кислоты китайскими производителями. Среднегодовой темп роста внутреннего производства в этой стране составил 10%, в то время как для США этот показатель составляет 3,3%. В ЕС объемы выпуска за рассматриваемый период сократились на 22 тыс. тонн или в среднем на 1,5% в год.

В мировой структуре производства и потребления лимонной кислоты можно выделить три основных региона: страны Западной Европы, США и страны Азии. Совокупно потребление в этих регионах составляет около 73%. Если говорить о концентрации производства, то наибольшее количество предприятий по выпуску лимонной кислоты сосредоточено в Китае, США и Западной Европе.

Китайские производители обеспечивают практически половину мирового рынка лимонной кислоты, в то время как потребление в данном регионе не превышает 13%. В 2010 году около 90% произведенной в стране продукции поставлялось на экспорт. На протяжении с 2006-го по 2010 год, как и в предыдущие годы, Китай занимает лидирующую позицию на мировом рынке лимонной кислоты. Стоит, однако, отметить, что вследствие серии антидемпинговых расследований, проведенных в отношении китайских производителей в ЕС и США, экспорт лимонной кислоты в эти регионы существенно сократился. В 2010 году можно заметить переориентацию экспортных поставок. Резкое сокращение экспорта в США и страны Евросоюза компенсируется увеличением поставок в Индию, Индонезию, Таиланд, Мексику, Израиль и Россию.

Ситуация на китайском рынке в последние несколько лет начала меняться. Из ранее работавших на экспорт 30 производителей на сегодняшний день осталось приблизительно 5 крупнейших компаний, в число которых входят два производителя из провинции Шаньдунь, RZBC Group, TTCA Biochemistry и BBCA Group. Для того чтобы экспортировать свою продукцию на европейский и американский рынки, производители обязаны соблюдать определенные требования и стандарты. Соответственно, крупнейшие китайские производители в настоящий момент инвестируют значительные суммы на обновление оборудования для ферментации, очистки и подготовки воды, которое поставляется преимущественно западными компаниями. Качество лимонной кислоты китайского производства в последнее время существенно улучшилось, так как она производится на современных предприятиях, обладающих достаточным потенциалом для конкуренции на европейском рынке.

В Азии, наиболее высокое потребление лимонной кислоты наблюдается в Индии, Индонезии, Таиланде и Корее. Около 85–90% спроса в этом регионе удовлетворяется со стороны производителей напитков. В этих странах эта отрасль динамично развивается, и предполагаемый рост рынка лимонной кислоты в ближайшие несколько лет здесь составит около 6–7% в год.

На мировой рынок лимонной кислоты значительное влияние оказывает цена, которая в определенный момент времени снизилась из-за сильной конкуренции со стороны китайской продукции и переизбытка глобального производственного потенциала. С увеличением китайского импорта в Европу и последующим введением антидемпинговых пошлин, цена на лимонную кислоту в 2008 году выросла в среднем на 35% по отношению к предыдущему году. В конце 2009 года цена начинает снижаться вследствие освобождения нескольких китайских производителей от уплаты антидемпинговых пошлин при условии принятия минимальной рыночной цены, определяемой ЕС ежеквартально.

Рынок лимонной кислоты Китая

В настоящее время производство лимонной кислоты в Китае составляет около половины общемирового рынка. Данная отрасль стала развиваться в стране около 40 лет назад в небольших масштабах. Китай занимает лидирующие позиции по производству и экспорту лимонной кислоты в мире вот уже на протяжении многих лет.

По данным исследования компании Abercade «Мировой рынок органических кислот: лимонная и молочная кислота», в 2007 году при объеме внутреннего производства в 770 тыс. тонн было экспортировано 616 тыс. тонн данного продукта, т.е. 80% от общенационального производства, что создает сильнейшую зависимость от экспорта. Экспорт китайской лимонной кислоты составляет около 60% объема мировых продаж.

В структуре потребления лимонной кислоты в Китае почти 70% приходится на пищевую промышленность и напитки. Оставшиеся 30% разделяют фармацевтическая промышленность, производство косметических и моющих средств. Тем не менее, на внутреннем рынке потребляется лишь небольшая доля лимонной кислоты национального производства, а большая часть продукции идет на мировой рынок. Такая ситуация обусловлена быстрым ростом производственных мощностей при ограниченном внутреннем спросе. Это привело к низкой ценовой конкуренции среди нескольких экспортеров. Результатом этого стали серьезные перебои на мировом рынке лимонной кислоты.

В числе особенностей китайского рынка лимонной кислоты можно назвать множество мелких и средних производителей. Лишь менее 20 предприятий имеют годовой объем производства более 10 тыс. тонн. Основная масса производителей использует устаревшие методы и технологии, которые наносят существенный вред окружающей среде. Многие жидкие отходы, образующиеся в процессе производства лимонной кислоты, достаточно сложно обрабатывать. В результате нанесение ущерба окружающей среде препятствует устойчивому развитию отрасли. Быстрый рост производственных мощностей в последние годы ведет к серьезному избытку предложения. По причине низкого коэффициента использования оборудования (менее 60%) в сочетании с отставанием технологических инноваций и жесткой конкуренцией на международных рынках рентабельность отрасли снижается. Лишь несколько крупнейших производителей ориентированы на обновление оборудования и выпуск продукции, соответствующей определенным стандартам. Чтобы иметь право на экспорт лимонной кислоты, очистные сооружения производителя должны отвечать определенным требованиям, а сооружения сточных вод должны эксплуатироваться надлежащим образом. Из-за жестких требований, предъявляемых на мировом рынке к китайской продукции, многие производители вынуждены были уйти с рынка.

По объемам производства лимонной кислоты в Китае лидирует компания Anhui Fengyuan Biochemical Co. Ltd, которая является ведущим предприятием, занимающимся продуктами биологической ферментации. Мощность по выпуску лимонной кислоты составляет 220 тыс. тонн. Anhui Fengyuan Biochemical Co. Ltd производит около 17% лимонной кислоты в общемировом объеме. Компания разработала технологию низкотемпературного разжижения крахмала и непосредственной ферментации из раствора.

Производство лимонной кислоты в Китае динамично росло с 2006 по 2008 год. За этот период увеличение объема выпуска составило 45%. На протяжении 2008–2010 годов значительного роста не отмечалось, а объемы выпуска лимонной кислоты в стране колебались на уровне 800–830 тыс. тонн. До 2006 года на китайском рынке существовала проблема избыточных мощностей. В последние поды положение несколько улучшилось, однако внутреннее производство продолжает расти.

Перспективы китайского рынка лимонной кислоты во многом зависят от политики стран-импортеров, так как данный рынок сильно зависит от международного рынка. Если страны-импортеры начнут корректировать свою политику в отношении лимонной кислоты китайского производства (на сегодняшний день в отношении китайской продукции уже проведен ряд антидемпинговых расследований в США, ЕС, Таиланде, Украине и Южной Африке), это негативным образом скажется на местных производителях.

По материалам www.abercade.ru.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2025 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты