НОВОСТИ

Новый номер

Аналитические обзоры

Здоровые снеки: тенденции и инновации

июнь 2021 года

Мировой рынок снеков – один из динамично развивающихся в глобальной пищевой индустрии. Пандемия коронавируса, которая уже второй год хозяйничает на планете, влияет на все сферы жизни, в том числе на поведение потребителей снековой продукции.

Изменения потребительских предпочтений из-за COVID-19

Здоровье стало приоритетом для всех, полезные для здоровья свойства продуктов, в том числе снеков, теперь являются решающим фактором при выборе товара потребителем. Эта тенденция еще более выражена при покупке снеков для детей. По данным опросов ведущих исследовательских компаний, три четверти потребителей во всем мире заявляют, что «чрезвычайно важно», чтобы детские продукты обладали наилучшими свойствами.
По всему миру в общей сложности восемь из десяти потребителей заявляют, что они «планируют есть и пить более здоровую пищу во время и после ограничений, вызванных COVID-19». В связи с тем, что в результате пандемии свобода передвижения стала более ограниченной, а работа и учеба часто сосредоточены в одном и том же месте, снеки, которые раньше употреблялись на ходу или между приемами пищи, теперь являются частью питания дома. Помимо поиска более здоровых снеков для домашнего потребления, потребители хотят найти баланс между потаканием своим желаниям и здоровьем и ищут снеки, чтобы подпитывать себя энергией целый день. Фактически, каждый третий потребитель во всем мире в настоящее время предпочитает есть снеки, чтобы зарядиться энергией, и половина потребителей во всем мире напрямую заменяют пропущенные приемы пищи перекусами.
Такие потребительские тенденции наблюдаются во всех регионах мира. Так, в США, согласно данным чикагской исследовательской фирмы IRI Worldwide, при том что многих американцев в снеках привлекает приятный вкус, получение удовольствия и комфорт потребления, 56% респондентов отметили, что они хотели бы получать от снеков дополнительную пользу для здоровья помимо высоких питательный свойств. Это обусловлено, прежде всего, общим повышенным интересом населения к здоровью, хорошему самочувствию и усилению иммунитета.
В течение последнего года интерес потребителей к определенным преимуществам снековой продукции менялся, что приводило к значительному росту продаж определенных категорий. Например, исследование IRI Worldwide показало, что продажи продуктов, обещающих помочь снизить уровень холестерина в крови, выросли на 38%, а содержащих большее количество калия – на 5%. Потребители также хотят получать больше витаминов. Продажи продуктов с витамином А увеличились на 19%, витамином С – на 19%, витамином D – на 8% и Е (с заметно меньшей базой) на 1%.
Потребители также обращаются к снекам, чтобы удовлетворить конкретные диетические потребности: 28% респондентов сказали, что они хотят найти снеки, которые поддерживают конкретную диету, которой они следуют (кето-, Аткинс, Палео и др.), и 40% респондентов отметили, что они использовали снеки, чтобы ностальгические вкусы и ароматы отвлекали от грустных мыслей и обещали поскорее вернуться к нормальной жизни.
Кроме того, 18% опрошенных потребителей заявили, что предпочитают веганские снеки (рост продаж в долларах составил 9%), а 19% – вегетарианские (рост продаж на 8%).
В европейских странах исследование потребительского поведения показало похожий результат. О данной статистике рассказал Себастьян Эмиг, генеральный директор Европейской ассоциации снеков (European Snacks Association (ESA), на цифровом саммите «FoodNavigator 2021: Positive Nutrition». Европейская ассоциация снеков объединяет 200 компаний из 40 стран – представляет 80% снековых компаний Европы.
Себастьян Эмиг отметил, что тенденция к более частым перекусам увеличила число потребителей, ищущих более здоровые снеки. «Более половины потребителей в возрасте 16–24 лет перекусывают не реже одного раза в день, – сказал он. – В Италии и Великобритании этот показатель достигает трех-четырех раз. В Европе наблюдается очень сильная тенденция того, что люди ищут более здоровые снеки. Члены нашей ассоциации стараются реагировать на этот тренд».

Здоровое и нездоровое питание

European Snacks Association, однако, не согласна с термином «нездоровая пища», пояснил Себастьян Эмиг. Члены ассоциации придерживаются мнения, что не существует здоровой или нездоровой пищи: если бы пища считалась нездоровой, ее не было бы на рынке, считают они.
«Мы поддерживаем термин «здоровая и нездоровая диета», «здоровая диета» – это сбалансированное питание в сочетании со здоровым образом жизни и умеренным потреблением продуктов питания и напитков», – пояснил Себастьян Эмиг.
«Поэтому существует большой потенциал роста для сегмента снеков с меньшим содержанием жира, соли и сахара, и члены ESA реагируют на это путем переформулирования выпускаемых продуктов и развития инновационных технологий, – отметил он. – За последние два-три десятилетия индустрия снеков, особенно в Европе, получила очень сильные истории успеха запуска продуктов с низким содержанием соли и насыщенных жиров».
Например, в Великобритании производители снеков добровольно сократили количество соли в чипсах более чем на 53% в период с 1990-го по 2019 год. Новые технологии и ингредиенты, например такие, как овощи с большим количеством ненасыщенных жиров, также помогли снизить уровень насыщенных жиров до 60% в конечном продукте, подчеркнул Себастьян Эмиг.
Но он добавил, что в настоящее время становится все труднее создавать продукты с сокращенным содержанием соли и жира, не рискуя тем, что продукты станут непривлекательными для потребителей с точки зрения вкуса и текстуры.
«Постепенное сокращение соли и жира может позволить вкусу людей адаптироваться к переформулированному продукту, – отметил он. – Это позволит потребителям продолжать наслаждаться этими продуктами, но с более здоровым составом питательных веществ».
Но Себастьян Эмиг подчеркнул, что сокращение в составе снеков соли, жира и сахара еще больше рискует привести к производству продуктов без «вау-фактора», «которому потребители не будут рады». Он добавил: «Имея такой сильный послужной список в снижении уровня соли и жира, сегодня становится все труднее сокращать еще больше. Эта категория снеков, похоже, достигает своих пределов с точки зрения технологий».

Перспективные категории

За последние пару лет члены European Snacks Association инвестировали большие суммы в разработку и производство снековой продукции с высоким содержанием мультизерен, а также овощных и бобовых снеков. «В целом, такие продукты хорошо воспринимаются потребителем, хотя уровень потребление еще имеет большой потенциал, – сказал Себастьян Эмиг. – Интерес к такой продукции у населения растет. Большинство из этих продуктов имеют более здоровый состав по сравнению с обычными снеками. Снеки на основе чечевицы содержат в среднем на 40% меньше жира, чем обычные чипсы, и 13% белка. Члены нашей ассоциации и дальше будут изучать эти вопросы и работать над созданием такой продукции».
«Есть еще оно интересное направление развития рынка снеков – в нем может быть место для снеков с насекомыми, – добавил Себастьян Эмиг. – Есть перспектива введения порошка или муки из насекомых в соленые снеки. За пределами Европы насекомые являются одним из основных продуктов питания. Они также представляют интерес для западных производителей продуктов питания из-за высокого содержания белка, низкого углеродного следа и более низких требований к землепользованию и водопользованию при их выращивании.
Таким образом, по мере того как категория снеков достигает своих технологических пределов в сокращении содержания соли и жира, европейские производители усиливают переформулировку продуктов данной категории, используя чечевицу, бобы, разнообразные овощи и даже насекомых для удовлетворения потребительского спроса на более здоровые варианты снековой продукции.

Ореховые снеки

Еще один перспективный сегмент снековой продукции – это орехи. Согласно данным Nielson, использование орехов для изготовления снеков выросло на 70% в период с 2009-го по 2018 год, поскольку потребители ищут снеки с высокой питательной ценностью и простым списком ингредиентов.
«Существует огромное разнообразие орехов, которые можно использовать как снеки, и есть огромный запрос, особенно от потребителей старшего поколения, поскольку орехи обладают множеством свойств, полезных для здоровья, – подчеркнул Себастьян Эмиг. – Орехи имеют высокое содержание питательных веществ, в том числе белка, и высокую калорийность, поэтому орехи можно считать идеальным снеком и хорошим источником энергии для организма». Нидерланды, Испания и Германия являются одними из крупнейших потребителей орехов в Европе.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2021 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты