Мировой рынок молочных альтернатив стремительно растет. По мнению ведущих экспертов, именно флекситарное движение, набирающее оборот в западных странах, оказывает наибольшее влияние на рост данного рынка. Российская пищевая индустрия также развивается в рамках этого тренда, отечественные производители активно входят в сегмент растительных продуктов, альтернативных молочным.
Мировой рынок
Последние годы мировой рынок продуктов, альтернативных молочным, постоянно увеличивается. Альтернативные продукты употребляют не только те, кто имеет непереносимость молочного белка и лактозы, но и вегетарианцы и веганы; люди, соблюдающие пост; гурманы, которые любят разнообразить свой рацион. Растительные продукты и напитки, альтернативные молочным, востребованы людьми, ведущими здоровый образ жизни и желающими несколько отойти от потребления животных белков. Они также привлекают интерес потребителя своим необычным вкусом и полезными свойствами.
По данным исследования компании Innova Market Insights, именно флекситарное движение, возглавляемое западными рынками, оказывает наибольшее влияние на текущий рост мирового рынка молочных альтернатив. В девяти странах, где проводится опрос, в среднем 32% потребителей сказали, что они покупают молочные альтернативы просто «потому, что это более здоровый продукт», а 27% – «потому, что они привносят разнообразие в мой рацион», помогая включать больше растительных ингредиентов в питание.
Популярность молочных альтернатив растет год от года. В магазинах растительные продукты, альтернативные молочным, образовали отдельную товарную категорию. Спросом также пользуются кофейни, где вместо молока в кофе добавляют альтернативные продукты, например, готовят капучино на кокосовом молоке, латте – на банановом. Благодаря таким растительным добавкам кофе приобретает особый аромат и приятный вкус.
Спрос на кофе и десерты с растительной заменой коровьего молока растет. Это меняет также и структуру ресторанного бизнеса: появляются веганские аналоги традиционных блюд – сырники из тофу, чизкейки на кокосовых сливках, сыры из орехов, это помимо широкого ассортимента кофейных напитков с добавлением овсяного, кедрового, макового молока и других растительных альтернатив. Производители активно экспериментируют с растительной основой для альтернативных продуктов – миндальной, соевой, кокосовой, рисовой, а также с добавлением бананов, ягод, ванили или шоколада.
Растительное молоко не является молоком с биологической точки зрения. Это вытяжка из измельчённых орехов, семян или злаков, разведённая водой и практически безвкусная, пока в неё не добавят подслащивающие и ароматические вещества, фрукты. Наиболее популярные в мире виды растительного молока – соевое, миндальное, кокосовое, рисовое и овсяное.
Основной продукт на рынке молочных альтернатив – это соя. Далее по популярности идут миндаль и кокос, но можно встретить и более редкие виды: молоко на основе риса, фундука, кешью, мака, гречихи, овса или другого растительного сырья.
Однако отчасти из-за плохого экологического имиджа, напитки на основе сои потеряли свое первое место на рынке молочных альтернатив, и теперь доминируют продукты на основе миндаля. По данным Mintel, в Великобритании и США миндальное молоко составляет две трети рынка молочных альтернатив. В Соединенных Штатах соевые альтернативные продукты также уступают – их доля 13%, в то время как кокосовые имеют 12%. Растет применение и других растительных ингредиентов, в том числе кешью, овса, риса, а также продуктов из более нишевых источников, таких как люпин, конопля и льняное семя.
По мнению экспертов Global Market Insights, в ближайшие годы наибольший рост будет наблюдаться у сегмента миндального молока. Этот рост поддерживается и увеличением производства, и тем, что эта альтернатива сегодня является, возможно, лучшей заменой благодаря низкой калорийности и высокому содержанию витаминов D и E.
По оценке Euromonitor, мировой рынок продуктов, альтернативным молочным, в 2018 году составлял 13 млрд долл. и к 2026 году, по прогнозам экспертов, может достигнуть 35,8 млрд долл. при среднегодовом темпе роста рынка около 13,6%.
Мировая статистика Euromonitor обнадеживает: продажи молочных альтернатив в Европе и США с 2014 года выросли на 24% и 31%, в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 17% и 14%. По данным Tetra Pak, объем потребления этих продуктов в Западной Европе сегодня составляет около 2,5 л на человека в год.
Аналоги молочной продукции пользуются популярностью во всём мире. Согласно данным исследовательской компании Renub Research, в Великобритании 23% потребителей делают выбор в пользу растительного молока, а в США на данный сегмент приходится 14% всех продаж молока в розницу.
По данным исследования Innova Market Insights, покупка альтернативных молочных продуктов наиболее часто осуществляется в Азии и Латинской Америке, где отмечается наибольшее число случаев непереносимости лактозы. На этих рынках по-прежнему доминируют альтернативные молочные продукты.
Потребительские предпочтения также различаются в зависимости от региона. Например, в Европе акцент делается на безмолочные йогурты с ценой выше среднего, в то время как в Северной Америке мороженое составляет почти треть всех альтернативных молочных продуктов (данные 2018 года).
Исследование европейского рынка, проведенное компанией Research And Markets, показало, что количество людей, которые потребляют альтернативное молоко хотя бы раз в месяц, постоянно растет. Например, в Италии этот показатель достиг уже 60%.
Эти данные характерны для всех демографических групп, что подтверждает, по мнению экспертов Research And Markets, что растительные альтернативы молока стали отдельной категорией массового потребления.
Другой аспект, который подчеркивается в исследовании, – большое присутствие продуктов, альтернативных молочным, в разнообразных продуктовых категориях. Так, в Великобритании они стали обычной добавкой для чая и очень быстро завоёвывают популярность у населения. Использование заменителей молока на завтрак с хлопьями и с выпечкой также заметно увеличилось.
Также исследование показало, что пожилые люди склонны потреблять растительное молоко даже в большей степени, чем молодые люди. И около 40% людей, которые потребляют эти продукты, обычно делают это ежедневно, а более трети – несколько раз в неделю.
Российский рынок
В России рынок молочных альтернатив развивается стремительнее, чем глобальный рынок. Растительное молоко и продукты из него (прежде всего, десерты) не так давно появились на полках российских магазинов, но уже достаточно прочно там закрепились. Так, по данным исследований Nielsen, в первом квартале 2018 года продажи молочных альтернатив в России выросли в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. В количественном выражении было продано 1,057 млн л растительного молока. В денежном выражении продажи немолока составили 461,4 млн рублей. При этом продажи коровьего молока за тот же период составили 120 млрд рублей. Но пока на российском рынке растительные аналоги составляют всего 1% от продаж молока. В основном предпочтение альтернативным продуктам отдают жители Санкт-Петербурга, Москвы, некоторых городов-миллионников.
Российский молочный рынок привлекателен для мировых игроков. Первыми на российский рынок с альтернативными продуктами вышли гиганты мировой пищевой индустрии Coca-Cola и Danone со своими брендами.
Традиционные мировые игроки молочной отрасли также реагирует на изменение потребительского поведения. Так, в ноябре 2018 года финский молочный концерн Valio объявил о выводе на российский рынок линейки растительных напитков на основе овса.
По мнению маркетологов Coca-Cola, российский рынок имеет примерно тридцатикратный потенциал роста, при реализации которого россияне станут потреблять растительное молоко и альтернативные молочные продукты на том же уровне, что и европейцы.
Отечественные производители тоже стремятся занять эту нишу на рынке. И многие уже успешно конкурируют с продуктами крупнейших мировых игроков.
Бюджеты российских производителей скромнее, чем у международных гигантов, но результаты уже впечатляют. «Сады Придонья» первыми в России запустили массовое производство растительного молока, чтобы отвоевать 15% рынка у традиционной молочной продукции (по заявлению компании).
Производитель соков «Сады Придонья» потратил на запуск линейки овсяных напитков Nemoloko около 20 млн евро, а выручка за 2018 год составила около 2 млрд рублей.
У российских производителей есть свои конкурентные преимущества – невысокая цена и близкий отечественному потребителю подход к выбору сырья. Так, «Сады Придонья» используют только российский овёс, в конце 2018 года в линейку были добавлены продукты на основе гречихи.
Ниша растительного молока является смежной не только для производителей напитков. Мукомольное и крупяное производство тоже может быть хорошим плацдармом для выхода на рынок растительных альтернатив молочным продуктам. В ближайшем будущем рынок ожидает появления новых игроков, которые будут способны предложить дешевые аналоги коровьего молока, потому что, по сути, себестоимость растительного молока намного ниже коровьего.
Однако перспективы в России в настоящий момент не такие очевидные, как в западных странах – продукция в магазине стоит дороже традиционных молочных продуктов. И пока потребители не так много знают о продукции и не понимают, зачем переплачивать за растительное молоко.
Рост потребления растительных альтернатив молочным продуктам является частью глобального мирового тренда, отражающего запрос потребителя на функциональные продукты питания. Из нишевого продукта растительные альтернативы становятся товаром массового спроса, привлекая в отрасль все больше игроков и инвестиций. Употребление таких продуктов становится частью имиджа современного человека, заботящегося о своём здоровье и о будущем планеты.