Аналитические обзоры

Мировой рынок здоровых продуктов: тенденции 2017 года

апрель 2017

Эксперты Euromonitor International представили ключевые тенденции сегмента Health and Wellness (продукты для здоровья и хорошего самочувствия) мирового пищевого рынка на 2017 год.

По мнению экспертов Euromonitor International, учитывая политическую и экономическую нестабильность в мире, а так же очень низкий экономический рост производства продуктов питания и напитков, в 2017 году ситуация на рынке будет непростой. Однако растущая осведомленность потребителей о положительном влиянии на человека здорового образа жизни и пользе потребления натуральных продуктов и напитков приведет в ближайшие годы к увеличению темпов роста сегмента продуктов Health and Wellness.
Euromonitor International выделил несколько основных тенденций, которые будут определять развитие данного сегмента рынка в 2017 году. Бесспорным лидером на глобальном пищевом рынке станет дальнейшее увеличение потребления и, соответственно, производства продуктов категории «free from», т.е. не содержащих определенных компонентов. Также сегмент натуральных функциональных продуктов продолжит свое активное развитие. При этом рост сегмента продуктов Health and Wellness в целом будет опережать развитие рынка традиционных продуктов.

Категория продуктов «free from» – самая быстрорастущая в сегменте Health and Wellness

Время, когда продукты категории «free from», например без глютена, без лактозы, без молока и т.п., покупали потребители, которые страдали непереносимостью таких компонентов, безвозвратно прошли. Сегодня продукты «free from» становятся очень популярными, их продвигают в качестве здорового выбора мировые знаменитости, что безусловно внесло вклад в рост продаж этой категории (7% за прошедший год). Это самый динамичный рост среди всех других категорий сегмента Health and Wellness, например таких, как растительные заменители молока, продукты на основе древних злаков – амаранта, киноа, проса и т.п.
Еще несколько лет назад в качестве альтернативы молока или безлактозного продукта в основном применялось соевое молоко. В настоящее время высокими темпами растут продажи других заменителей молока. Сегодня в этом качестве наиболее востребовано миндальное молоко, за ним по уровню популярности следуют кокосовое и рисовое молоко. Орехи, такие как кешью и фисташки, и бобовые (горох и бобы) также все чаще используются в производстве так называемых растительных молочных продуктов. Эти продукты имеют разный пищевой профиль, например, коровье молоко – это высокобелковый продукт, а в растительных продуктах содержание белка значительно ниже (коровье молоко содержит 3,15 г белка на 100 г продукта, в то время как миндальное молоко содержит всего 0,6 г на 100 г – данные Министерства сельского хозяйства США).
Несмотря на это, такие заменители молочных продуктов очень популярны среди тех, кто следует безлактозной или вегетарианской (веганской) диете, поскольку они, в отличие от коровьего молока, содержат много других полезных питательных веществ (например, таких как пищевые волокна (бета-глюканы), находящиеся в овсяном молочке).
В категории безглютеновых продуктов сегодня особую популярность приобретают изделия на основе древних злаков, и это не только различные виды хлеба, а также зерновые сухие завтраки (хлопья) и снеки.
Ключевые игроки рынка стараются быть в тренде и запускают новые безглютеновые продукты в этих сегментах. Например, PepsiCo в 2016 году запустила в США несколько новых продуктов для завтрака, основанных на суперзлаках, под маркой Quaker, которые содержат овес, пшеницу, рожь, семена льна, киноа, семена подсолнечника или амаранта, в разных вариациях. Еще один пример – в Великобритании в 2016 году компания Kellogg’s запустила новую линейку продуктов под названием «Древние легенды» (Ancient Legends), которая включает мюсли, хлопья и гранолу на основе древних злаков, содержащие спельтовую пшеницу, рожь и/или киноа.

Натуральные функциональные продукты: значительное продвижение вперед

Обобщая данные исследования потребительских предпочтений 2015 года, эксперты Euromonitor International утверждают, что в настоящее время население во всех странах мира стремится потреблять больше натуральных продуктов. Исследование показало, что такое качество, как «натуральность» является наиболее востребованным, привлекательным для покупателя: 44% участвующих в опросе выбрали именно его.
Стремление приобретать более натуральную продукцию наглядно отражают данные исследования Euromonitor International – в мировом масштабе сегмент категории натуральных здоровых продуктов (Naturally healthy) в 2016 году оценивается в 249 млрд долл. При этом эксперты прогнозируют стремительный рост данной категории в ближайшие годы с ожидаемым абсолютным ростом в 42 млрд долл. к 2021 году. Увеличивающийся спрос на натуральные продукты тесно связан с трендом «чистая этикетка». Сегмент этой категории в 2016 году оценивался в 165 млрд долл., из которых 41 млрд долл. составил доход исключительно только от полностью натуральных продуктов.
Многие потребители предпочитают естественные полезные продукты (чаще на растительной основе), содержащие белки, минералы или витамины, которые не требуют обогащения этими веществами искусственным образом.
Продукты из древних злаков сегодня являются ключевыми в категории «free from», они соответствуют всем требованиям, присущим категории натуральных здоровых продуктов (Naturally healthy) в сегменте Health and Wellness.
Кроме того, несладкие снеки с пряностями и приправами на основе овощей тоже становятся весьма популярными. Особенно они привлекательны для молодого потребителя. Этот тренд также используют ключевые игроки рынка. Например, Mondelez International в попытке заново привлечь интерес покупателей к пряному печенью в марте 2016 года запустил новый бренд Good Thins, это первый новый бренд компании на рынке снеков за много лет. Данное новое предложение объединяет в себе много популярных сегодня снековых тенденций – новый снек включает такие необычные ингредиенты, как сладкий картофель и нут, и, конечно же, не содержит искусственных красителей, вкусовых добавок и глютена.
И еще стоит отметить, что популярность натуральной здоровой бутилированной воды (категория Naturally healthy) значительно растет. Это наибольшая категория внутри всего сегмента здоровых продуктов, она оценивалась в 61 млрд долл. в 2016 году. Согласно прогнозу Euromonitor International, ее стоимость вырастет на 42% к 2021 году.
Многие производители сфокусированы на развитии такой продукции в своем ассортименте, например, корпоративная стратегия Danone отлично заточена на развитие производства ароматизированной и функциональной воды. Кроме того, запущенная в Великобритании в марте 2016 года их первая кросс-брендовая кампания на ТВ для рекламы воды марки Volvic особо выделяет природную минеральную воду среди других предложений.

Развивающиеся страны идут по пути развитых рынков

Стремление населения потреблять более натуральные продукты – тенденция, проявляющаяся повсеместно во всем мире. В развивающихся странах в прошедшем году больше всего вырос спрос на органические и натуральные здоровые продукты. Категория продуктов «Free from» активно растет в развитых странах, на развивающихся рынках – менее заметно. При этом в развивающихся странах меньше всего выросла категория продуктов «Лучшее для вас» («Better for you»), на развитых рынках она сократилась на 2,5%.
Это демонстрирует тенденцию развития мирового рынка продуктов Health and Wellness в направлении от искусственно обогащенных продуктов и напитков, также с ограниченным содержанием соли, сахара и жиров в сторону более натуральных функциональных предложений. Продукты категории «Free from» также воспринимаются как более здоровые.
В 2016 году наибольший рост был отмечен в таких категориях, как безлактозные молочные продукты – в Дании, натуральные здоровые чаи – в Греции, органические несладкие снеки (исключая орехи, семечки и смеси из сухофруктов и орехов) – в Норвегии. В США максимальное увеличение продаж показали альтернативные молочные продукты на основе миндаля и риса, натуральная здоровая бутилированная вода и органические несладкие снеки.
Развивающиеся рынки идут по пути развитых стран, но все же разрыв между уровнями потребления здоровых продуктов в этих странах колоссальный. В то время как Индия до сих пор далеко позади в развитии и продвижении здоровых продуктов, тем не менее рост сегмента категории «Лучшее для вас» (Better For You) в этой стране составил 2 млрд долл. в 2015-м и 2016 годах, при этом большая часть всей продукции – это обезжиренные и низкожирные молочные продукты.
Бразилия четко следует тенденциям более развитых стран. Рост потребления натуральных здоровых продуктов, особенно бутилированной воды, наблюдается во всех регионах страны, включая периферийные районы.
Китай также следует этим тенденциям, там динамично развиваются ключевые категории, такие как газированная природная минеральная вода и органическое молоко. Однако производство обогащенных / функциональных продуктов в этой стране все же растет быстрее (17 млрд долл. с 2015-го по 2016 год), это хороший показатель не только для Китая, но и для всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сегмент обогащенных / функциональных продуктов был оценен в 97 млрд долл. в 2016 году, что составило 45% от объема продаж всего рынка Health and Wellness в регионе, включая обогащенные молочные продукты и йогурты с пробиотиками, которые являются основными категориями на этом рынке.
Потребители в Азиатско-Тихоокеанском регионе все чаще выбирают продукты с функциональными ингредиентами, такими как пробиотики, омега-3 жирные кислоты, витамины и минералы, для того чтобы минимизировать недостаток питательных веществ в своем дневном рационе или просто для того, чтобы улучшить свое самочувствие.

Сегмент здоровых продуктов опережает по темпам роста сегмент традиционных продуктов

Несмотря на то, что в целом 2015-й и 2016 годы были очень сложными для индустрии здорового питания, а экономический рост был крайне низким – самым слабым более чем за десятилетие, все же мировое производство продуктов сегмента Health and Wellness продолжает расти.
Развивающиеся рынки Аргентины и Китая, ключевые рынки развитых стран, например США, в сложившихся условиях ощущали себя не очень комфортно, но продолжали увеличиваться. В 2016 году мировая индустрия Health and Wellness, по оценке Euromonitor International, оценивалась в 707 млрд долл. По прогнозу экспертов, к 2021 году данный рынок вырастет еще на 15%. Развивающиеся страны станут основными участниками рынка, а Марокко и Турция возглавят список.
Продукты питания для «здоровья и хорошего самочувствия» продолжают теснить и опережать в развитии более обширную индустрию фасованных пищевых продуктов и безалкогольных газированных напитков в направлении более натуральных предложений – категории «Free from», органических или натуральных здоровых полезных продуктов и напитков. А рост осведомленности населения о полезных свойствах продуктов – ключ к ведению здорового образа жизни.

По материалам Euromonitor.com

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2017 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты