Российский рынок пищевых красителей: рост на 17% в год
Красители широко применяются практически во всех отраслях пищевой промышленности: молочной, масложировой, мясной, безалкогольной, ликероводочной, кондитерской и др. Красители во многом определяют внешний вид продуктов, а значит, и их конкурентоспособность на рынке.
Российский рынок пищевых красителей показывает стабильный рост, соответствующий динамике развития пищевой промышленности. Основные отрасли – потребители красителей – это мясная, кондитерская, масложировая и молочная. Для каждой из отраслей характерно преобладание определенных типов красящих веществ. Так, в масложировой промышленности применяются преимущественно каротины, маслосмолы паприки; в мясной – кармин; в кондитерской – антоцианы, красный свекольный, кармин, вытяжки из фруктов и овощей.
По данным исследования «Российский рынок красителей для пищевой промышленности в 2009–2011 годах» компании Abercade, в эти годы рынок демонстрировал рост около 17% в год в натуральном выражении. Существенный рост отмечался в 2010 году, когда импортные поставки выросли 21,6% (в натуральном выражении). В 2011 году объем рынка сократился до 2,4 тыс. тонн или на 5,5%. При этом темпы стоимостного роста рынка существенно превосходят аналогичные показатели в натуральном выражении. За период с 2009 года стоимостной объем рынка вырос в 2 раза, в то время как в натуральном выражении рост не превысил 17%.
Зависимость от импорта
В силу отсутствия в России источников растительного сырья для производства большинства пищевых красителей, отечественное производство в целом основано на использовании импортных красящих веществ. Таким образом, динамика и структура рынка в основном определяются поставками сырья для производства пищевых красителей из-за рубежа.
Импорт пищевых красителей и сырья для их производства в 2009–2011 годах демонстрировал положительную динамику. По оценке экспертов компании Abercade, в 2011 году объем импорта в натуральном выражении составил приблизительно 2,5 тыс. тонн. По сравнению с 2010 годом отмечается незначительное снижение импортных поставок, около 5%. При этом за последние три года импорт красителей вырос на 15 и 97% в натуральном и стоимостном выражении соответственно.
Из-за рубежа в Россию завозятся как натуральные (растительного и животного происхождения) красящие вещества, так и синтетические. Основной объем поставок приходится на натуральные красители – 85,2 и 79,8% в натуральном и стоимостном выражении соответственно. При этом продукты из растительного сырья составляют 88% общего объема импорта натуральных красителей. На красители из сырья животного происхождения приходится порядка 12 и 30% в натуральном и стоимостном выражении соответственно в общем объеме импорта натуральных красителей. Высокая доля кармина (красителя животного происхождения) в стоимостном объеме импорта связана с ростом мировых цен на сырье кошенили и, соответственно, ростом рыночных цен на данный краситель.
Стоит отметить, что цена натуральных красителей в целом выше, чем синтетических (за исключением риса красного ферментированного). Это связано с ограниченностью сырья и малым выходом красящего вещества, с безопасностью натуральных красителей для здоровья.
Экспорт не превышает 4% рынка
Экспорт пищевых красителей российскими производителями осуществляется в незначительных объемах, так как сам рынок формируется за счет импорта. Фактически весь объем импортируемых и производимых красителей потребляется отечественными пищевыми предприятиями.
По данным компании Abercade, объем экспорта пищевых красителей из России не превышает 4% общего объема рынка. В 2011 году объем экспортных поставок составил 103 тонны.
Если говорить о структуре экспортных поставок, то около 62% в натуральном выражении приходится на красители из натурального сырья, оставшиеся 38% – на синтетические красящие вещества. На основании стоимостной оценки доля натуральных красителей в общем объеме экспорта в 2011 году составила порядка 80%. При этом поставки красителей за рубеж на 63% состоят из продукции российского производства, остальные 37% – реимпорт.
Среди основных поставщиков красителей за рубеж можно назвать компанию «Эко Ресурс», которая в 2011 году экспортировала 40 тонн красителей, что составляет приблизительно 39% общего объема экспорта в натуральном выражении.
Вторым по величине экспортером стал отечественный производитель красителей – компания «Биолайн» или ООО «Абат-сервис». В 2011 году объем экспорта данной компании составил 18 тонн или 17,5% общего объема экспорта в натуральном выражении.
Натуральный или искусственный?
Наибольшим спросом на российском рынке пользуются красители из натурального сырья – их доля в общем объеме рынка в 2011 году составила 86 и 80% на основании натуральной и стоимостной оценки соответственно, сообщается в исследовании компании Abercade «Российский рынок красителей для пищевой промышленности в 2009–2011 годах».
Во многом такая высокая доля использования натуральных красителей связана с тем, что дозировки для последних, как правило, выше, чем для синтетических красителей. К тому же, около 32% общего объема натуральных красителей составляет красный ферментированный рис, норма ввода которого в 37 раз выше, чем, например, кармуазина.
Участники рынка отмечают, что на сегодняшний день в нашей стране наблюдается тенденция перехода на красители из натурального сырья, что соответствует мировому тренду последних лет. Это связано в первую очередь с все возрастающей заботой потребителя о своем здоровье и переходом на правильное питание. На сегодняшний день, по данным исследования российского покупателя товаров FMCG, проведенного компанией «РосБизнесКонсалтинг» в 2010 году, около 59% опрошенных россиян считают, что ведут здоровый образ жизни.
Сегодня многие эксперты отмечают, что одной из последних тенденций рынка продуктовой розницы является стремление россиян к ведению здорового образа жизни. Выводы компании «РосБизнесКонсалтинг» в определенной степени подтверждают это. Согласно результатам исследования, третье и четвертое место в списке характеристик, имеющих наибольшее значение при покупке продуктов питания, занимают польза для здоровья, а также состав продуктов питания. При покупке продовольственных товаров опрошенные россияне в первую очередь обращают внимание на дату выпуска и срок годности. Затем уже респондентов интересуют вкусовые качества продуктов. Цена, страна-производитель, торговая марка, а также упаковка занимают в рассматриваемом рейтинге места с шестого по девятое соответственно.
По материалам http://www.abercade.ru