Многочисленные научные исследования, проведенные в ведущих институтах многих стран мира, показали неоспоримую пользу применения ингредиентов, содержащих омега-3 ненасыщенные жирные кислоты, для здоровья человека. Это дало категории продуктов, имеющих в своем составе данные ингредиенты, весомое преимущество на рынке функциональных продуктов питания.
Устойчивый рост
Благодаря положительным отзывам средств массовой информации о полезных свойствах омега-3 жирных кислот потребительский спрос на продукты с этими добавками постоянно растет, что, по прогнозу экспертов рынка, приведет в ближайшие годы к значительному увеличению рынка омега-3 ингредиентов.
По данным экспертов, рынок на препаратов омега-3 жирных кислот составляет 2,1 млрд долл., и по прогнозам в ближайшее время он будет расти на 12–15% в год. По оценке аналитиков BASF, в 2010 году мировой рынок продуктов питания, напитков и добавок, содержащих омега-3 жирные кислоты, составлял почти 7,5 млрд долл., и в ближайшие годы будет ежегодно расти на 15–20%.
По мнению экспертов, этот сектор продолжает показывать устойчивый рост, хотя его ежегодные темпы постепенно уменьшаются по сравнению с грандиозным увеличением, отмеченный в 2004-м и 2005 году.
Packaged Facts прогнозирует, что в США рынок ингредиентов омега-3 до 2015 года увеличится на 40% по сравнению с уровнем 2010 года. Также вырастут розничные продажи функциональных продуктов питания и напитков с высоким содержанием омега-3 – до 7 млрд долл. к концу 2015 года.
Такой значительный рост рынка омега-3 ингредиентов придает импульс развитию конкретных сегментов функциональных продуктов, таких как продукты, сохраняющие и улучшающие когнитивное здоровье, состояние сердечно-сосудистой системы, здоровье суставов и иммунитет.
По словам Эвы Хадсон, директора аналитического департамента здоровья и благополучия компании Euromonitor International, «все большее число потребителей продуктов питания ищет альтернативные средства для профилактики многих болезней, в первую очередь таких, как сердечно-сосудистые заболевания. Спрос на омега-3 ингредиенты непосредственно связан с эскалацией сердечно-сосудистых заболеваний в развитых странах, и это играет значительную роль в увеличении потребления омега-3». Мировые продажи продуктов с омега-3 растут, однако, по мнению г-жи Хадсон, это происходит в основном в Европе и Северной Америке. Азия и Латинская Америка относительно инертны с точки зрения потребления продуктов для здоровья сердца.
Омега-3 продукты на молочном рынке
Производство молочной и масложировой продукции в последние годы было одним из направлений, где применение омега-3 ингредиентов продвигалось достаточно успешно. По данным Innova Market Insights, в мире уровень производства молочных продуктов, обогащенных омега-3, за последние пять лет увеличился. Однако их доля в общем количестве запусков новых молочных продуктов (за исключением молочных альтернативных напитков) снизилась с 2,4% в 2008 году до 1,5% в 2013 году.
«На протяжении последних лет среди населения значительно повысился уровень понимания потенциальной пользы для здоровья потребления продуктов, содержащих омега-3 жирные кислоты. Однако недавнее ужесточение законодательства по отношению к указанию на этикетке заявления производителя продукта о его реальной пользе, уменьшило использование этого типа заявлений в качестве конкретного преимущества, – отметила Лу Энн Уильямс, директор Департамента инноваций в Innova Market Insights, на Foodingredientsferst.com. – Термины «с высоким содержанием омега-3», «содержит омега-3», «богат омега-3» по-прежнему используются, но количество ссылок на улучшение здоровья сердца, головного мозга и когнитивных функций организма, здоровья глаз и т.д. стало намного меньше. Компании теперь больше полагаются на уже существующий высокий уровень знаний потребителя о пользе омега-3».
Наиболее высокий уровень популярности молочных продуктов, обогащенных омега-3 полиненасыщенными жирными кислотами, по данным Innova Market Insights, сегодня наблюдается в странах Северной Америки. Кроме того, в этом регионе отмечается наибольшее количество запусков новых молочных продуктов с использованием омега-3, что составляет почти 35% от общемирового количества запуска новых молочных продуктов данной категории.
В молочном сегменте на мировом продовольственном рынке омега-3 добавками чаще всего обогащают молоко и жировые продукты. На эти продуктовые категории пришлось чуть более 80% мировых запусков новых продуктов с использованием омега-3 или DHA (или оба ингредиента) в период с октября 2012 года по ноябрь 2013 года, сообщается в исследовании Innova Market Insights. При этом новых жировых продуктов с омега-3 на мировом рынке появилось почти в три раза больше, чем обогащенного молока или молочных напитков.
В последние годы отношение к обогащенным масложировым продуктам в обществе изменилось.
Все чаще эти продукты позиционируются не как «полезные для здоровья сердечно-сосудистой системы», а в более обобщенном виде – под лозунгом «здоровье для всей семьи» или «активный здоровый образ жизни».
Испания является европейским лидером в производстве молока, обогащенного омега-3 ингредиентами, что является отражением высокого статуса данной категории в секторе функциональных продуктов в целом. В период с октября 2012 года по ноябрь 2013 года доля омега-3 молока среди всех новинок в категории «молоко и молочные напитки» составила 6%.
В США также отмечается растущий интерес к молоку, обогащенному омега-3. По данным Innova Market Insights, новинки этой категории составили 8% от всех запусков новых молочных напитков в период с октября 2012 года по ноябрь 2013 года.
Привлекательный рынок
Активная, имеющая большой потенциал развития индустрия омега-3 интересует многих крупных мировых игроков глобального рынка пищевых ингредиентов.
Так, в 2012 году многие ведущие компании проявили особую активность в освоении рынка омега-3 ингредиентов, совершив ряд значимых покупок в этом сегменте и начав реализацию крупных проектов.
Компании BASF и Cargill приступили к работе над совместным проектом по внедрению биотехнологических разработок для увеличения содержания омега-3 полиненасыщенных жирных кислот в рапсовом масле.
Продолжая стратегию роста на новом для себя рынке омега-3, немецкий концерн BASF в мае 2012 года приобрел шотландскую компанию Equateq, которая теперь называется BASF Pharma (Callanish) и является мировым лидером в производстве концентрированных омега-3 жирных кислот.
Всего через несколько месяцев после приобретения шотландского производителя BASF осуществила сделку в 664 млн евро по приобретению Pronova BioPharma ASA, производителя препаратов омега-3. Благодаря реализации стратегии вхождения на рынок омега-3 концерн BASF расширил предлагаемый ассортимент продуктов, содержащих омега-3 жирные кислоты, которые востребованы производителями продуктов питания и фармацевтических препаратов. Теперь BASF входит в число ведущих мировых поставщиков высококонцентрированных жирных кислот омега-3.
В 2012 году компания DSM значительно укрепила свои позиции в сегменте омега-3 добавок. DSM приобрела компанию Ocean Nutrition Canada – крупнейшего мирового поставщика полиненасыщенных жирных кислот омега-3 (ЭПК и ДГК) для производства биологически активных добавок к пище, а также обогащенных продуктов питания и напитков. Это следующее приобретение после успешного поглощения компании Martek Biosciences в 2011 году.
В середине 2013 года FMC Corporation объявила, что она приобретает компанию EPAX, производителя концентратов омега-3 жирных кислот высокой чистоты. Это продукция премиум-класса, которая используется в производстве продуктов питания, биологически активных добавок и фармацевтических препаратов. Сделка оценивается примерно в 345 млн долл. EPAX был частью фармацевтической компании Trygg Pharma, специализирующейся на продуктах категории омега-3. Приобретение включает два производственных объекта EPAX: в Олесунд, Норвегия, и Seal Sands, Великобритания.
По мнению ведущих экспертов рынка, индустрия омега-3 продуктов – одно из наиболее перспективных направлений на глобальном рынке пищевых ингредиентов. Омега-3 жирные кислоты являются полезными для здоровья многих органов человека, включая сердце, мозг и глаза. Информация об их благотворном воздействии все более широко распространяется среди населения экономически развитых стран, что продолжает стимулировать устойчивый спрос на ингредиенты омега-3, особенно высокой чистоты и большой концентрации.