Мнение эксперта

Пищевые волокна: большое пространство для инноваций

сентябрь 2020 года

Богатые пищевыми волокнами продукты, как известно, очень полезны для здоровья, прежде всего для здоровья кишечника. Именно поэтому такие продукты пользуются спросом у современных потребителей, заботящихся о своем здоровье. Рост популярности продуктов с высоким содержанием волокон назван одной из ключевых тенденций 2020 года.

Потребление продуктов с пищевыми волокнами соответствует тенденции «wellness», которая стала основой образа жизни значительной части населения. Сегодня потребители понимают и признают преимущества продуктов и напитков, содержащих пищевые волокна, и все чаще ищут их на полках магазинов, тем самым следуя правилам здорового образа жизни.
Эксперты – представители ведущих мировых компаний рынка ингредиентов высказывают на портале Foodingredientsfirst свое мнение о факторах, лежащих в основе этой тенденции.
Потребительский интерес к пищевым волокнам растет последние несколько лет, по мнению экспертов, этот тренд останется актуальным в ближайшие годы. Аналитики компании Innova Market Insights назвали использование пищевых волокон в производстве продуктов питания и напитков одной из растущих областей для инноваций в пищевых технологиях. Согласно опросу потребителей, проведенному Innova Market Insights в 2018 году, 44% американцев стремятся увеличивать потребление пищевых волокон, 33% британских потребителей также повышают содержание пищевых волокон в своем рационе. В мире среднегодовой рост применения пищевых волокон в рецептурах новых продуктов в 2018 году составил 21%.
По мнению Сюзанны Сёргел (Susanne Sörgel), старшего директора подразделения пектина и каррагинана компании CP Kelco, такая тенденция в глазах потребителей ставит пищевые волокна почти на один уровень с белком при оценке главных преимуществ продукта. «Мегатренд «чистой этикетки» теперь является нормой, и ингредиенты играют более важную роль в его реализации. Производители стремятся не только упростить состав продукта или уменьшить количество компонентов в нем, но и использовать известные ингредиенты, понятные для потребителя, обеспечивающие пользу для здоровья», – подчеркнула Сюзанна Сёргел.
Пищевые волокна также могут играть важную роль в снижении содержания сахара в продукте. Сегодня растет число запусков новых продуктов, содержащих как волокна, так и сахар. Например, в 2018 году 16% новых продуктов, имеющих высокое содержание волокон, также позиционировались как изготовленные без добавления сахара, а 10% – как имеющие низкое содержание сахара, отмечается в исследовании Innova Market Insights.
В последние годы продукты с пищевыми волокнами были очень конкурентоспособными. Сегмент новых продуктов с указанием на этикетке «содержат пищевые волокна» показали огромный рост за последние пять лет (+23%). Согласно данным Innova Market Insights, наиболее активными категориями для запуска новых продуктов с таким позиционированием были хлебобулочные изделия, зерновые продукты и спортивное питание.

Имидж здоровья и приятный вкус сохраняют свою значимость

Потребитель связывает наличие пищевых волокон в составе продукта с хорошим самочувствием и улучшением здоровья. Это, как правило, понятные, хорошо известные потребителю ингредиенты.
Кроме того, волокна обеспечивают хорошее здоровье кишечника и имеют важное значение для управления уровнем сахара в крови. «Потребитель ищет новые способы добавления волокон в свой рацион, и продукты, их содержащие, несомненно, привлекут покупателя», – утверждает Сюзанна Сёргел.
Исследование Beneo, проведенное в 2017 году, показало, что более трети европейцев согласны с утверждением, что «здоровый образ жизни важен для меня, и забота о здоровье моего пищеварения является его частью». Томас Шмидт (Thomas Schmidt), директор по маркетингу компании Beneo, отметил: «Многие потребители стремятся ежедневно потреблять рекомендуемую норму пищевых волокон. Высокий уровень пищевых волокон, пребиотиков, в продукте способствует пищеварению, что весьма значимо для потребителей».
Термин «пребиотик» набирает популярность по всей Европе. Согласно исследованию Beneo, потребители согласны с тем, что слово «пребиотик» ассоциируется со здоровьем, два из трех европейских респондентов считают термин «пребиотик» привлекательным.
«Однако наряду с указанием на этикетке привлекательных функциональных преимуществ, таких как пребиотические свойства, вкус продукта остается самым важным фактором, побуждающим потребителя к повторным покупкам. Сегодня разрабатывая отличные по вкусу продукты, которые предлагают дополнительные преимущества для здоровья пищеварительной системы, а также удовлетворяя потребности основных потребительских тенденций. Производители продуктов питания могут естественно и легко помочь потребителям сохранить свою пищеварительную систему здоровой. Для этого нет необходимости вносить какие-либо значительные изменения в свой образ жизни или диету, или жертвовать вкусом или текстурой продукта», – объясняет Томас Шмидт.

Функции пищевых волокон вне области традиционного использования

Для Карин Мейснер (Karin Meissner), менеджера по развитию бизнеса пищевых волокон компании Cargill, очевидно, что в основном потребитель приобретает изделия с высоким содержанием пищевых волокон как продукты здорового питания. «Однако у волокон есть еще одна важная роль – они помогают производителям достичь целей по снижению калорий и сокращению концентрации сахара в готовых продуктах», – комментирует она.
«Во многих случаях волокна могут использоваться в качестве низкокалорийных наполнителей, которые возвращают потерянный объем и заменяют некоторые функциональные свойства сахара. Кроме того, применение волокон также соответствуют тенденции «чистой этикетки». «Потребители хотят знать как можно больше об ингредиентах, используемых в их продуктах питания, понять их происхождение и способ получения. Волокна растительного происхождения – это удобный вариант для указания на этикетке, который может быть легко включен в широкий спектр применений от производства мороженого до хлебобулочных изделий. Использование пищевых волокон может многое добавить в продукт, поэтому неудивительно, что производители сегодня отдают предпочтение «переформулировке» рецептуры путем добавления волокон», – объясняет Карин Мейснер.
Иоланда Вермульст (Jolanda Vermulst), менеджер отдела анализа рынка компании Sensus, также согласна с этим мнением. «Список конкретных преимуществ, которые потребители хотят получить от пищевых волокон, очень длинный. Он включает в себя улучшение общего состояния здоровья, поддержку иммунитета, улучшение пищеварения, уменьшение калорий, увеличение потребления волокон, питание на растительной основе и натуральность», – утверждает она.
«На протяжении десятилетий специалисты из всех секторов пищевой промышленности, питания и здравоохранения призывают потребителей включать больше пищевых волокон в свой рацион питания. Несмотря на большое внимание общества к этому вопросу, шумиху вокруг здоровой пищи в целом и волокон, в частности, большинство потребителей испытывают недостаток в фактическом включении достаточного количества пищевых волокон в свой рацион. Растущее количество доказательств необходимости увеличения потребления пищевых волокон существенно не изменило тот факт, что только относительно небольшая часть населения потребляет рекомендуемое их количество ежедневно – поэтому дефицит волокон в рационе сохраняется», – отмечает Иоланда Вермульст.
По мнению Сюзанны Сёргел, активное применение пищевых волокон – направление, которое еще только зарождается и мировая пищевая индустрия созрела для инноваций в этой области. Яркий пример – использование в рецептуре цитрусового волокна, что позволяет снизить в продукте содержание сахара, жира, яичных продуктов.

Связь здоровья кишечника и деятельности мозга

В последнее время микробиота кишечника стала предметом многих исследований. Некоторые из них показали, что изменения в рационе питания, такие как повышенное содержание пищевых волокон, могут влиять на настроение и поведение человека. Это обусловлено взаимодействием волокон с бактериями кишечника.
«Новая и захватывающая область исследований начала прояснять путь коммуникации между бактериями кишечника и центральной нервной системой, так называемую ось кишечник–мозг, –утверждает Иоланда Вермульст. – Таким образом, результаты будущих исследований связи микробиома кишечника с мозгом и изучение использования диетических компонентов в качестве пребиотиков могут быть применены для улучшения различных аспектов психического здоровья, например, таких как настроение».
«Поскольку сегодня изучается все больше и больше эффектов потребления пищевых волокон, мы ожидаем, что здоровье кишечника и модуляция микробиома останутся горячими темами в ближайшее время», – добавляет она.
«Ученые продолжают открывать секреты микробиома и связи между кишечником и мозгом, поэтому важность здоровья пищеварительной системы для потребителей будет увеличиваться , – добавляет Томас Шмидт. – Мы ожидаем, что в ближайшие годы межкатегорийный феномен здоровья пищеварения станет еще более важным, а новые разработки будут наблюдаться в таких категориях, как молочные продукты, детское питание, напитки, снеки, хлебобулочные изделия и продукты из злаков».

Новые горизонты применения инулина

Джулиан Меллентин (Julian Mellentin) из New Nutrition Business, международный специалист в области производства пищевых продуктов, питания и здоровья, подчеркнул потенциал инулина, назвав его главным ингредиентом 2020 года в докладе «10 ключевых тенденций в области пищевых продуктов, питания и здоровья 2020». Он заявил: «Для компаний, которые предпочитают использовать инулин в своих брендах для улучшения пищеварения, большим плюсом является то, что он обеспечивает эффект «ощущения пользы». Это одна из самых убедительных причин для того, чтобы потребитель продолжал покупать продукт и одно из самых значительных маркетинговых преимуществ, которые мы можем иметь. Использование инулина в брендах для улучшения пищеварения обеспечивает эффект «ощущения пользы», что является весомой причиной для повторных покупок продуктов».
Иоланда Вермульст также отмечает, что с возрастом люди сталкиваются с большим количеством проблем со здоровьем и изменениями в потребностях в питании. «Волокна, особенно инулин и олигофруктоза, как было показано, обеспечивают некоторые преимущества для здоровья, особенно для пожилых людей», – комментирует она.
Было принято несколько правительственных программ, направленных на просвещение потребителей, чтобы большая часть населения стала приверженцами здорового образа жизни, предпочтительно начиная с раннего возраста. «Чтобы поддержать потребителей, пищевая промышленность должна взять на себя ответственность и выпускать основные продукты питания с более низким уровнем сахара. В частности инулин и олигофруктоза оказались полезными для снижения уровня сахара и калорий в широком спектре пищевых продуктов», – добавляет Иоланда Вермульст.

По материалам www.foodingredientsfirst.com

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2020 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты