Важнейшее политическое событие современности – создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – продиктовало необходимость срочной разработки на его территории нормативно-правовых документов в области технического регулирования для свободного оборота продовольственных товаров на основе единых принципов и правил.
Требования безопасности
Для индустрии пищевых ингредиентов документом, где отражены вопросы безопасности, стали «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза, где глава 2, разделы 22 и 23 касаются требований безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств. Требования введены в октябре 2011 года и действуют по настоящий момент. Это временный документ, уже с 1 июля 2013 года решением Совета Евразийской Экономической Комиссии №58 от 20 июня 2012 года вводится Технический регламент Таможенного союза (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Документ содержит некоторые нововведения:
• установлен уточненный перечень разрешенных к применению пищевых добавок (357 шт.);
• введены новые добавки – экстракты розмарина (Е 392), неотам (Е961);
• введены дополнительные требования по применению красителей и подсластителей (согласно статье 7, п. 17 п.п. 2 и 11);
• регламентировано применение некоторых пищевых добавок при производстве пищевых продуктов и ароматизаторов, которое ранее не было оговорено (глюконовая кислота (Е574), поливиниловый спирт (Е1203)). Содержание в продуктах пищевых добавок может контролироваться по закладке (рецептуре) или с применением аналитических методов исследования.
Существенные изменения по сравнению с ранее принятыми и действующими документами внесены в раздел «Ароматизаторы». Ароматизаторы выделены в самостоятельную группу ингредиентов с уточненной терминологией и классификацией (ароматизатор, натуральный ароматизатор, вкусоароматическое вещество, вкусоароматический препарат, термический технологический ароматизатор, коптильный ароматизатор, предшественники ароматизаторов, традиционные способы приготовления пищевых продуктов). Кстати, в данном регламенте термин «традиционные способы приготовления пищевых продуктов» и определение к нему дано только для ароматизаторов.
Внесены изменения, касающиеся применения вкусоароматических веществ и нормирования биологически активных веществ из растительного сырья в пищевых продуктах:
• определен перечень вкусоароматических химических веществ для производства ароматизаторов;
• определены вкусоароматические вещества, использование которых в производстве пищевых ароматизаторов не допускается и которые могут попадать в ароматизаторы, а следовательно и в пищевые продукты, только из растительного сырья в составе вкусоароматических препаратов;
• установлены регламенты содержания в пищевых продуктах некоторых биологически активных веществ при использовании ароматизаторов, содержащих растительное сырье: бета-азарон, квассин, кумарин, ментофуран, метилэвгенол, пулегон, сафрол, синильная кислота, туйон (альфа и бета), теукрин А, эстрагол.
Маркировка
Маркировка пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, а также продуктов с их применением должна осуществляться в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (далее ТС) (022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки», который также вступает в действие 1 июля 2013 года, и статьей 9 Технического регламента ТС (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Для производителей готовых продуктов питания с применением пищевых добавок и прочих ингредиентов в разделе «Маркировка» имеется ряд подводных камней. Во-первых, не увязаны сроки введения в действие Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам по подпункту А пункта 27 в части маркировки ароматизаторов и подпункта 5 пункта 28 в части маркировки продуктов, содержащих отдельные красители (27 апреля 2013 года), со сроками введения в действие ТР ТС 029/2012 (1 июля 2013 года). Эта коллизия может стоить предприятиям солидных денег, так как вынуждает в течение трех месяцев дважды менять этикетки на продукцию. Во-вторых, отсутствие четкого разделения в статье 9 Регламента требований к маркировке собственно пищевых ингредиентов и продуктов с их использованием создает возможность различных толкований требований по маркированию ароматизаторов и ферментных препаратов.
По инициативе ряда компаний Союзом участников потребительского рынка (СУПР) подготовлено письмо в Коллегию Евразийской экономической Комиссии по вопросу маркировки. Хочется надеяться, что проблема будет урегулирована уточнением Решения КТС № 622 «О внесении изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам…» или внесением изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санэпиднадзору, в части исключения из них требований к продукции, являющейся объектом техрегулирования регламента ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Подтверждение соответствия
Коренные изменения в Регламенте связаны с разделом «Оценка (подтверждение) соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». В настоящее время, согласно Законодательству ТС, пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства с целью оценки соответствия их установленным требованиям подлежат государственной регистрации. Оценка (подтверждение) соответствия процессов изготовления, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств требованиям технического регламента будет проводиться в форме государственного надзора (контроля).
Оценка соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, которая будет установлена в дальнейшем, в основном определена Техническим регламентом ТС (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 года № 880). Согласно этому регламенту оценке соответствия в форме государственной регистрации подлежат только новая и специализированная пищевая продукция. Оценка соответствия другой продукции, в том числе пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, должна будет проводиться в форме декларирования соответствия. Причем декларирование осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании доказательств собственных или полученных с участием третьей стороны, декларирование проводится по одной из представленных в регламенте схем, опять же по выбору заявителя.
Государственная регистрация
Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 утвержден порядок введения в действие технического регламента «О безопасности пищевой продукции» – Регламент вводится в действие с 1 июля 2013 года. Однако государственная регистрация пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств продлевается вплоть до 15 февраля 2015 года, что вызывает явное непонимание у производителей, особенно с учетом вступления в силу положений Технического регламента (029/2012) по пищевым добавкам с 1 июля 2013 года. Значит ли это, что производители пищевых ингредиентов должны в очередной раз (уже в третий) переоформить свидетельства о госрегистрации на соответствие всего ассортимента продукции требованиям ТР ТС 029/2012. Причем отметим, что сами нормативы практически не изменились. Или же до 15 февраля 2015 года оценка (подтверждение) соответствия в форме декларирования и в форме госрегистрации для продукции, не являющейся новой, будет проходить параллельно? Имеет ли здесь место обычная ошибка (неувязка сроков введения в действие аналогичных требований в различных документах, а именно ТР ТС 021/2011, ТР ТС 029/2012 и решения № 880) или же это всего лишь попытка сделать вид, что происходят глобальные преобразования, не меняя ничего?
Предложения СППИ
Ожидания бизнес-сообщества по поводу возможного разрешения упомянутых неопределенностей и разночтений с принятием решения по вопросам реализации ТР ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» пока не оправдались. Размещенное 10 декабря 2012 года на сайте ЕЭК решение № 258 от 2 октября 2012 года «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ясности не внесло. В целях разрешения возникших вопросов, Союзом производителей пищевых ингредиентов подготовлены уточнения по статье 10 регламента «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», в частности предлагается внести уточнение в п. 3 о том, что оценка (подтверждение) соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств проводится в форме декларирования. Союзом производителей пищевых ингредиентов сформулировано предложение, направленное на возможность использования Свидетельств о госрегистрации в качестве доказательного документа при оформлении деклараций соответствия. Одновременно дирекцией СППИ подготовлены предложения по исключению п. 3.5 Решения КТС №880 подпункт 4, а именно той части, где говориться о том, что государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 24 Технического регламента, до 15 февраля 2015 года подлежат пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.
Подготовка к внедрению Регламента идет полным ходом. И уже сегодня обнаруживаются многочисленные недоработки в определениях пищевых ингредиентов; расхождения в терминологии пищевых продуктов; отсутствие четкости в формулировании требований по безопасности, маркировке, оценке соответствия; неточное указание единиц измерений и другие помарки, недопустимые в межгосударственном документе. Требуется серьезная согласованная работа всех трех сторон Таможенного союза с привлечением специалистов пищевой промышленности и ученых для разработки поправок в регламент «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Российской стороной подготовлен свод замечаний, состоящий более чем из 50 пунктов. Основные замечания касаются статьи 4 «Определения», статьи 7 «Требования безопасности к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам, а также к их применению при производстве пищевой продукции», статьи 9 «Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», статьи 10 «Оценка (подтверждение) соответствия». В настоящее время проводятся консультации по данному вопросу с казахской, белорусской сторонами и российским бизнес-сообществом.
Законодательство ТС и России не должно вступать в противоречие с международным законодательством и новыми регламентами ЕС, особенно сегодня, после ратификации соглашений ВТО. Гармонизация и эквивалентность законодательств в области технического регулирования позволяет получить одинаковый результат от применения тех регламентов и стандартов и обеспечить одинаковую безопасность продукции разных стран.
Уже сегодня видно, что необходимы изменения документа ТР ТС по Приложениям №12 «Гигиенические нормативы применения носителей», №13 «Гигиенические нормативы применения подсластителей», №26 «Ферментные препараты, разрешенные для применения при производстве пищевой продукции», №28 «Требования безопасности и критерии чистоты пищевых добавок». Особое внимание следует уделить корректировке Регламента Таможенного союза в части регламентации пищевых добавок по категориям пищевых продуктов. Работа продолжается, и межгосударственный Технический регламент, принятый Таможенным союзом, должен будет постоянно претерпевать изменения, направленные на сближение требований международного (Кодекс Алиментариус, Регламенты ЕС) и межгосударственного законодательства.
www.foodinnovation.ru.