При этом наиболее заметные показатели роста наблюдаются в сегменте орехов и фруктовых снеков – 5 и 4%, соответственно, в натуральном выражении в 2012 году. Основная причина такого роста, по мнению экспертов Euromonitor, – стремление населения к здоровому питанию, что стало одним из важных направлений развития потребительского рынка. В отличие от большей части других продуктов для перекуса, фрукты и орехи воспринимаются как натуральные и здоровые.
Однако среднедушевое потребление снеков в России (2,47 кг в год) остается достаточно низким по сравнению с США (10,72 кг) и странами Западной Европы (3,89 кг), что говорит о значительном потенциале роста российского рынка снековой продукции.
Конкуренция за потребителя в отрасли достаточна высока. Для завоевания потребительской аудитории производители предлагают необычные и интересные сочетания вкусов, используя для этого все более оригинальные идеи.
Многие производители представляют снеки не только как традиционные продукты для перекуса, а позиционируют их как натуральные и здоровые продукты. На упаковке таких продуктов все чаще встречаются надписи об исключительно натуральном происхождении основных ингредиентов, отсутствии искусственных добавок и красителей, добавлении витаминов и минералов и т.д. На фоне роста популярности здорового образа жизни такие продукты обещают быть особенно перспективными.
Эксперты российского рынка, представители компаний – поставщиков разнообразных пищевых ингредиентов высказывают свое мнение об отечественном рынке снековой продукции и тенденциях его развития. Рассказывают о вкусовых направлениях, которые сегодня наиболее популярны на рынке снеков, об ингредиентах, используемых в производстве востребованных снековых продуктов.
Татьяна Роенко, директор по развитию компании ООО «Ворлд Маркет», к.т.н.
На российском рынке снеков можно отметить заметное движение в следующих областях: возрастание интереса к отдельным видам снеков (поп-корн, орешки в оболочке и др.) и расширение вкусовой палитры снеков.
Наш опыт показывает, что хотя классические вкусы по-прежнему удерживают лидирующие позиции, все более популярными становятся следующие направления:
- классика с различными вкусовыми штрихами,
- блюда зарубежной кухни,
- ресторанные вкусы,
- экстравагантные вкусы,
- «солевые вариации».
В России есть хороший потенциал для более широкого распространения этнических вкусов. Это связано с тем, что аутентичные вкусы все больше вплетаются в нашу жизнь, поскольку в больших городах внедряется зарубежная кухня с ее национальной спецификой, а приверженцы снеков имеют возможность путешествовать по миру.
Повышается интерес к продуктам с изысканным вкусом ресторанных блюд, что связано с приобщением потребителей к высокой кухне.
Современная мода на соль различного происхождения породила на рынке снеков вкусовое направление с акцентом на соль: соль-перец, соль-лимон, соль-уксус, морская соль - розовый перец и др.
Особенность целевого потребителя объясняет также интерес к экстравагантым и экстремальным вкусам, создающим особый вкусовой эффект, вызывая кулинарный шок.
Производители снеков привлекают внимание потребителей путем акцентирования внимания на особых вкусовых нюансах продукта, уточнения видовых, сортовых, национальных особенностей. Например, для красного жгучего перца – это его разновидности: Cayenne, Habanero, Jalapino и др.
Что касается сегмента «здоровых» снеков, то, с моей точки зрения, в ближайшее время для отечественного рынка особого интереса он не представляет из-за особенностей потребительской аудитории. Это молодежь и люди, работающие в бизнесе, которые открыты для вкусовых экспериментов, много путешествуют, а в еде ценят удовольствие, а также удобство и простоту употребления. Поэтому снековое направление подчиняется своим законам развития, отличающимся от других пищевых продуктов.
Подтверждением этому служат картофельные чипсы PepsiCo с пониженным содержанием жира, для которых была разработана специальная «здоровая технология», заменяющая обжаривание во фритюре выпеканием. Однако эта уникальная разработка в области питания западных потребителей провалилась, несмотря на мощнейшую рекламу и довольно высокую грамотность западного потребителя. Если это не сработало на Западе, то что же говорить о русском человеке, который живет эмоциями и больше предпочитает удовольствие в настоящем, чем пользу в будущем.
Из всех категорий «здоровых» снеков самыми востребованными на российском рынке могут быть «натуральные продукты», поскольку они ближе всего нашему сердцу, а также снеки «без добавок», из-за того что российский потребитель запуган «Е-шками» с помощью средств массовой информации.
Яна Петыш, директор по маркетингу компании «Балтийская группа»
Глобальная тенденция «оздоровления» продуктов питания повлияла на рынок снеков довольно специфическим образом. Прежде сама категория снеков ассоциировалась с «нездоровой» пищей – чипсами, сухариками, шоколадными батончиками и т.п. Потребительская аудитория этого сегмента была соответствующая и достаточно однородная – это молодежь, для которой польза продуктов для здоровья не является основным критерием выбора.
В настоящее время рынок снеков активно расширяется, в том числе за счет увеличения аудитории.
Она охватывает большую часть активного населения, испытывающего постоянный дефицит времени. При этом потребители не готовы жертвовать пользой даже в условиях дефицита времени. Именно поэтому фруктовые снеки с высоким содержанием фруктов без добавления сахара приобретают все большую популярность как новый формат продуктов – натуральных, полезных и одновременно удобных.
Потребители снеков стремились к натуральности и традиционности уже тогда, когда покупали чипсы со вкусом деревенской сметаны, зелени и т.п. Молодежь всегда остается лояльной к экзотике или необычным сочетаниям, однако «естественность» вкуса вне конкуренции. Основные вкусовые направления диктуют ингредиенты – фрукты, овощи, орехи, злаки.
Необычные вкусы также уже появляются на российском рынке, как правило, это адаптация уже существующих зарубежных трендов. Однако некоторые тенденции не слишком применимы в реалиях российского рынка. Например, на Западе попкорн является полноценным снеком, производители предлагают все новые вариации – с добавлением сыра, специй, карамельным соусом. В России же попкорн до сих пор активно употребляется лишь в кинотеатрах и подразделяется только на сладкий и соленый.
Можно прогнозировать, что необычные вкусы как направление развития сегмента снеков мы будем наблюдать уже в рамках более узкой категории полезных снеков, а также в продуктах, предназначенных для молодежи.
Активный рост сегмента «здоровых» снеков наблюдается уже сейчас. Более того, существующая и прогнозируемая потребность значительно превышает предложение российских производителей. Очевидно, что для создания новых, успешных продуктов необходимы инновационные ингредиенты – натуральные и высокотехнологичные. В качестве примера можно привести фруктовые и овощные кусочки, пасты и хлопья бельгийского производителя Taura Natural Ingredients. Ингредиенты Taura URC ® изготовляются без применения искусственных красителей, консервантов и ароматизаторов. Благодаря их технологическим преимуществам, ингредиенты идеально подходят для производства снеков. К тому же они сами по себе являются полноценным снеком – достаточно разработать концепцию бренда и организовать процесс фасовки и упаковки. Полноценный перекус в еще более изысканном исполнении – это фруктовые кусочки в глазури. Производитель может самостоятельно глазировать кусочки или же использовать готовые ингредиенты Taura – натуральные фрукты и ягоды в бельгийском шоколаде или в нежной йогуртовой глазури.
В коллекции ингредиентов Taura есть кусочки со следующими вкусами: малина/шиповник, малина/ зеленый чай, апельсиновый цвет/имбирь, лайм/мохито, черная смородина и эхинацея, а также фруктовые кусочки с зерновыми включениями.
Алёна Горбач, руководитель товарного направления ГК «Союзоптторг»
Рынок снеков в России в настоящий момент активно развивается. Хотя на прилавках отечественных магазинов уже много продуктов данного направления – чипсов, сухариков, орехов, – сегмент еще недостаточно насыщен и у производителей есть возможность для дальнейшего расширения.
Для снеков характерны те же тенденции, что и для других направлений. Особенно актуальна тема удобства потребления, питания «на ходу»: это и характеристики самого продукта (он не должен пачкать руки, ломаться, крошиться и т.п.), и его упаковка.
Конечно, и состав продуктов важен: курс на здоровое питание, натуральные ингредиенты! Но пока эта тенденция затронула данную группу товаров в меньшей степени, чем остальные.
Что касается вкусовых направлений снековой продукции, то можно прогнозировать, что в ближайшее время не произойдет существенных изменений в предпочтениях российских потребителей, и наибольшей популярностью, как и прежде, будут пользоваться традиционные для снеков вкусы – сыр, бекон, салями, сметана-лук.
Однако мы ощущаем, что растет спрос и на новые вкусы. В частности, это также проявление одной из тенденций глобального рынка – интерес к национальной кухне. Например, в последнее время мы получаем запросы от клиентов на традиционные «русские вкусы»: холодец-хрен, малосольные огурчики, укроп, грибы со сметаной и пр. Российский рынок снеков консервативен: пока от традиционных вкусов мы никуда не уйдем.
Но потребитель хочет иметь возможность выбора, попробовать что-то необычное, а затем в очередной раз вернуться к привычному и любимому. Поэтому сейчас на прилавках можно найти экзотические снеки, например, «баварские колбаски», «испанская колбаса чоризо», «итальянские пряности», «греческий соус дзадзики», «сыр кордон блю». Между прочим, опять-таки вкусы национальных блюд из разных стран.
В то же время сегмент «здоровых» снеков у нас в стране растет не так быстро, как на Западе. Тем не менее ассортимент подобных продуктов неуклонно расширяется.
Российские потребители, как правило, предпочитают несладкие снеки (чипсы, сухарики, орешки). Но все большей популярностью начинают пользоваться батончики мюсли. И вскоре они могут составить конкуренцию своим шоколадным собратьям.
В «здоровых» батончиках почти 100% злаков, сушеных фруктов и ягод. А для полноты вкусовой композиции используются натуральные фруктовые, ягодные, сливочные ароматизаторы.
Но и в несладких снеках тенденция здорового питания прослеживается. Например, наши клиенты выпускают натуральные картофельные чипсы также с натуральными ароматизаторами (укропом, базиликом, паприкой и др.).
Кроме того, все чаще на упаковке пишут: «на 40% меньше соли!» У наших поставщиков даже есть ингредиенты, позволяющие снижать количество соли при сохранении привычной солености продуктов.
Ну и с сахаром та же тенденция. Всевозможные растительные подсластители и сахарозаменители вводят в рецептуры снеков, чтобы сделать их, как минимум, безвреднее.
Ирина Козий, генеральный директор представительства в России Совета Производителей Миндаля штата Калифорния
По мнению Совета Производителей Миндаля штата Калифорния, производство снеков – самый перспективный участок рынка российской пищевой промышленности в том сегменте, где используются орехи. Ожидается, что использование Калифорнийского Миндаля в производстве снеков вырастет на 154% с 2011 по 2021 годы, то есть более чем в два с половиной раза. Производители снеков могут позиционировать свои продукты с миндалем как натуральные и полезные для здоровья – миндаль обладает всеми этими качествами, и вместе с этим он очень удобен для переработки. Миндаль отлично комбинируется с другими ингредиентами, не «забивая», а поддерживая их вкус, и отлично подходит как для сладких, так и для соленых и острых снеков. Кроме того, миндаль хорошо сочетается с другими ингредиентами снеков эстетически: натуральный миндаль обеспечивает приятный цветовой контраст с ингредиентами светлых цветов, а бланшированный миндаль хорошо смотрится на темном фоне.
Что касается вкусовых направлений снековой продукции, то наиболее популярные вкусы снеков в мире – это обжаренный, барбекю и копченый. Среди специй, любимых потребителями, наибольшей симпатией пользуется соль, затем следует категория «специи без указания вида», морская соль, васаби, перец, паприка, соль в сочетании с перцем, а также различные комбинации приправ.
Когда речь идет об орехах, традиционные вкусы всегда будут популярными, так как они апеллируют к натуральности продукта, а значит, его пользе для здоровья. Однако технологи постоянно создают прекрасные инновационные вкусовые добавки, среди которых есть сладкие, соленые и другие вкусы. Новые вкусы и ароматы позволяют производителям завоевывать новых покупателей, которые с удовольствием пробуют новинки с миндалем.
Сегмент «здоровых» снеков активно развивается во всем мире.
Результаты исследования, проведенного американским институтом Хадсона в 2011 году (Better-For-You Foods: It’s Just Good Business, Oct 2011), показали, что производители продуктов питания и напитков с более высоким процентом продаж в секторе «полезных для здоровья продуктов» (Better For You) имели более высокие общие финансовые показатели.
В России все больше людей проявляют интерес к здоровому образу жизни и, соответственно, к своему рациону. Калифорнийский Миндаль, включенный в состав снека, позволяет быстро насытиться, а кроме того, он богат клетчаткой и множеством других полезных и даже необходимых для здоровья веществ. Помимо этого, миндаль давно завоевал любовь российских потребителей в других сегментах рынка, таких как производство шоколада, выпечки и десертов. Миндаль обладает имиджем продукта класса премиум в глазах покупателей, поэтому новые снеки с миндалем будут пользоваться неизменным успехом.