НОВОСТИ

Новый номер

Мнение эксперта

Роль пищевых ингредиентов в осуществлении «Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года»

Михаил Богомолов, врач-эндокринолог, президент МОО «Российская Диабетическая Ассоциация»

По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) распространенность сахарного диабета 2 типа в экономически развитых странах составляет 4–6% от численности населения, а среди лиц в возрасте старше 60 лет достигает 16%. И этот показатель удваивается в среднем каждые 12–15 лет.

При этом на каждого выявленного пациента, стоящего на учете в системе здравоохранения как больной сахарным диабетом, среди всего населения приходится еще в среднем 4 человека, которые пока не знают о своем заболевании. Лечебные и профилактические мероприятия в отношении распространения сахарного диабета направлены на снижение и нормализацию веса тела (массы жировой ткани), уровня глюкозы в крови, артериального давления и уровня липидов крови.
Для обеспечения специфических потребностей в питании здоровых людей, а также потребителей, предрасположенных к развитию метаболического синдрома, и пациентов, уже имеющих сахарный диабет, производители должны уменьшать калорийность продукта в основном за счет снижения содержания жира и углеводной ценности (благодаря исключению и замене моно- и дисахаридов), сокращать содержание поваренной соли, глютамата натрия, транс-изомеров жирных кислот и иных избыточно потребляемых компонентов. Кроме того, продукты необходимо обогащать микроэлементами (хром, селен, цинк, медь и др.); макроэлементами; витаминами; антиоксидантами; компонентами, снижающими гликемический индекс продукта (пектины, клетчатка); пробиотиками и пребиотиками. Чтобы такие модифицированные продукты питания имели хорошие органолептические свойства и привлекательный внешний вид, необходимо активно использовать пищевые ингредиенты.
В нашей стране в декабре 2016 года принята к обсуждению «Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года», предложенная Министерством здравоохранения РФ. Стратегия включает в себя элементы стимулирования производства здоровых продуктов питания и методы ограничения распространения условно нездоровых продуктов, к которым, в частности, отнесены газированные безалкогольные напитки на сахаре, чипсы, ряд кондитерских изделий, иные высокоуглеводные и высококалорийные изделия.
В стратегии предусмотрены меры, направленные на сокращение воздействия на детей и взрослых рекламы условно нездоровых продуктов и безалкогольных напитков (с высоким содержанием насыщенных жиров, транс-изомеров жирных кислот, свободных сахаров и соли).
В стратегии предусмотрено:
- планомерное постепенное увеличение акцизов на табачные изделия и водку;
- подавление производства и реализации нелегального алкоголя;
- применение ограничительных мер на производство и реализацию продуктов, содержащих повышенный уровень транс-изомеров жирных кислот;
- предоставление преференций производителям продуктов здорового питания.
Стратегия предполагает разработку научно обоснованных официальных рекомендаций производителям пищевых продуктов по снижению содержания в них транс-изомеров жирных кислот, свободных сахаров и соли/натрия с определением необходимого темпа снижения и добровольных промежуточных и конечных целей. Также резко ограничивается реклама газированных напитков на сахаре, колбасных, кондитерских и иных условно неполезных изделий на центральных телеканалах и в других средствах массовой информации.
В марте 2015 года Всемирная Организация Здравоохранения приняла рекомендации по снижению норм потребления моно- и дисахаридов до 10% от суточной калорийности питания, в дальнейшем нормы будут снижены до 5%. Это подхлестнуло развитие рынка таких пищевых ингредиентов, как подсластители и сахарозаменители.
Рекомендации ВОЗ были основаны на подробном статистическом анализе, подтвердившем рост заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний пропорционально увеличению потребления сахара на душу населения. Среднее годовое потребление сахара на человека в Европе составляло: середина XIX века – 2 кг, 1920 год – 17 кг, 2000-е годы – 37 кг. После принятия данных рекомендаций правительства ряда стран приняли репрессивные меры в области налогообложения в отношении производителей товаров с высоким содержанием сахара. Самый высокий 10%-ный налог на продажу сладких напитков действует и в Мексике. В первый год после его введения потребление напитков упало на 6%, но потом вернулось к прежним уровням. Меры в отношении высокоуглеводных изделий приняты в 11 странах, в том числе в Венгрии, США, Великобритании, Чили, Франции, Дании, Норвегии, Южной Африке, Мексике. В США сахарные налоги на национальном уровне встретили мощное лоббистское сопротивление со стороны индустрии. Между тем American Hearth Аssociation отмечает, что в отдельных штатах налоги на напитки на сахаре были введены в Беркли, в Калифорнии, в Филадельфии. Собрано 5,7 млн долл. дополнительных налогов. При этом эффекта снижения скорости заболеваемости ожирением отмечено не было (Healthy Magazine, May 2-2016).

Из опыта Мексики:
2014 год – введен 10%-ный налог на сахаросодержащие газированные безалкогольные напитки (ССБН), поставки упали на 5,5%. Отмечен 2%-ный рост продаж необложенных налогом иных ССБН. Собрано 1,2 млн долл. налогов.
2015 год – снижение поставок ССБН на 9,6%, собрано 1,32 млн долл.
2016 год – рост продаж обложенных налогом ССБН на 8,4%.
2017 год – рост продаж обложенных налогом ССБН за январь-февраль 2017 на 9,3%. Потребление ССБН на душу населения ВЕРНУЛОСЬ к прежнему уровню как до начала налогообложения.

О статистических данных в нашей стране Российская Диабетическая Ассоциация сведениями не располагает, так как этот опыт не применялся. В последнее время периодически появляются инициативы о введении в России акцизных сборов на сахаросодержащие продукты. В декабре 2015 года депутат от фракции «Справедливая Россия» внес в Государственную Думу соответствующий законопроект. В августе 2016 года Минфин России предложил ввести акциз на напитки с добавлением сахара и/или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере 5 руб. за 1 л. По информации Минфина России данный акциз позволит увеличить поступления в бюджет: в 2017 году на 25 млрд руб., в 2018 году – на 27 млрд руб., в 2019 году – на 28 млрд руб. В настоящее время обсуждение этой законодательной инициативы временно отложено. Многие национальные диабетические ассоциации – члены International Diabetes Federation (из США, Великобритании, Австралии) отмечают рост заболеваемости ожирением одновременно со снижением подушевого потребления сахара с 1989–1991 годов по настоящее время (рис. 1).

Во многих странах Евросоюза все чаще ограничивается потребление сахаросодержащих продуктов в детских и молодежных организациях, на предприятиях общественного питания, в спортивных организациях, также вводятся дополнительные пошлины и налоги.
С другой стороны, статистика показывает, что углеводы выступают наиболее экономичным источником энергии. Потребление углеводсодержащих продуктов неуклонно растет в годы экономических кризисов.
Некоторые страны, например Финляндия, имея многолетний опыт «сахарных» налогов, признали его неэффективным для снижения смертности и заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний, метаболического синдрома и диабета. Финляндия оказалась сейчас мировым лидером по заболеваемости диабетом 1 типа, традиционно считающимся алиментарно независимым заболеванием. Финляндия с 2001 года после отмены сахарных налогов пошла по пути государственной программы снижения общей калорийности питания, в первую очередь за счет снижения жирности молочных продуктов. Одновременно стимулировалось производство и реализация продуктов, модифицированных за счет «здоровых» пищевых ингредиентов. За прошедшие 15 лет достигнут статистически достоверный эффект снижения смертности и заболеваемости от сердечно-сосудистых заболеваний.
Такого рода противоречивые статистические данные, очевидно носящие несколько односторонний характер, приведут в будущем к столкновению и к конфликту интересов производителей высокоуглеводной и масложировой продукции. Российские производители кетчупов и майонезов предприняли попытки модификации соусов для их «оздоровления» с использованием определенных пищевых ингредиентов и достигли определенных успехов вплоть до регистрации и вывода на рынок этих продуктов. Но вывод на рынок изделий с более высокой себестоимостью в условиях социально-экономического кризиса оказался не очень удачным при отсутствии государственной поддержки.
В споре между углеводами и жирами о том, кто из них наиболее вреден, максимально проигрывают кондитерские изделия, так как они богаты как сахаром, так и жирами. Технический регламент для кондитерских изделий в форме Федерального закона РФ долго обсуждался в 2008–2013 годах, но так и не был принят.
В РФ понятие «кондитерские изделия» определяется разработанным НИИ кондитерской промышленности «ГОСТ Р 53041–2008. Изделия кондитерские и полуфабрикаты кондитерского производства. Термины и определения» как: «Многокомпонентный пищевой продукт, готовый к употреблению, имеющий определенную заданную форму, полученный в результате технологической обработки основных видов сырья – сахара и (или) муки, и (или) жиров, и (или) какао-продуктов, с добавлением или без добавления пищевых ингредиентов, пищевых добавок и ароматизаторов. Кондитерские изделия подразделяют на следующие группы: шоколад, какао, сахаристые кондитерские изделия, мучные кондитерские изделия. Кондитерские изделия – шоколад в порошке, какао-порошок, паста, крем не имеют определенной заданной формы. В кондитерских изделиях и кондитерских полуфабрикатах сахар может быть полностью или частично заменен на подсластитель (для диетических изделий)». Толковый словарь Ожегова по-другому расставляет акценты в понятии «кондитерский»: «относящийся к производству сладких пищевых продуктов (сладостей) и торговле ими. Пример: сахаристые кондитерские изделия (конфеты, шоколад, пастила). Мучные кондитерские изделия (печенье, вафли, торты)».
«Сладкий» и «сахаристый» в 2017 году – не одно и то же. Использование разрешенных подсластителей и сахарозаменителей в кондитерском изделии позволяют значительно снизить их углеводную ценность и гликемический индекс, что не снимает технологических проблем формообразования, консервации, хранения, сочетаемости компонентов кондитерского изделия.
В настоящее время Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС), с одной стороны, определяют «диабетический продукт», как продукт со сниженным содержанием легко усваиваемых углеводов, не акцентируя внимания на калорийности (энергетической ценности) продукта. Между тем, только 10% потребителей с диабетом, а именно с диабетом 1 типа (2,5 млн человек), учитывают в качестве основного критерия питания углеводную ценность пищи в форме Хлебных Единиц.
1 Хлебная Единица (ХЕ) определяется Стандартом организации МОО «Российская Диабетическая Ассоциация» как 10 г усваиваемых, всасываемых в кровь углеводов. Вынесение количества ХЕ на этикетку «диабетического продукта» не является обязательным в соответствии с ТР ТС, не все производители добровольно выносят содержание ХЕ на этикетку, что создает немало проблем инсулинозависимым пациентам – потребителям кондитерских изделий, так как техниками пересчета владеют далеко не все потребители. ТР ТС разрешают использовать в качестве искусственных подсластителей почти два десятка веществ, но только единственный сахарозаменитель – фруктозу. В составе ХЕ и при назначении дозировок сахароснижающих лекарственных препаратов от углевода фруктозы учитывается только треть. Поэтому при указании на этикетке в соответствии с Федеральным законом только общего содержания углеводов без выделения отдельной строкой фруктозы на этикеточной надписи возможно введение данной группы потребителей в заблуждение. Использование маннита, ксилита, сорбитола, иных компонентов также требует более подробной этикеточной надписи с дополнительным указанием ценности продукта на 100 г и указания на возможные побочные эффекты.
С другой стороны, более 90% потребителей с диабетом, ожирением, метаболическим синдромом, здоровые люди с повышенной массой тела нуждаются в большей степени в учете и в снижении калорийности питания, а не в учете углеводной ценности пищи.
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 614 от 19.08.2016 утверждены Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающие современным требованиям здорового питания. В Рекомендациях пришлось завысить нормы потребления поваренной соли (хлорида натрия, сверх 5 г в сутки) и свободных сахаров (сверх 10% от должной суточной калорийности питания), следуя национальным традициям и социально экономической ситуации. Население активно пользуется солениями домашнего приготовления (включая овощи, рыбу, сало и др.), вареньем, джемами и иными продуктами домашней консервации особенно в зимнее время. Перед производителями соковой продукции стоит острая дилемма по овощным сокам: снижение содержания хлорида натрия, например в томатном соке, резко снижает его продаваемость за счет изменения вкуса; замена в нектарах сахара на фруктозу значимо удорожает продукт. Роль поваренной соли в развитии и в поддержании артериальной гипертензии, достоверно служащей причиной преждевременной смертности, не подвергается сомнению. Особо актуальным становится развитие технологий по более широкому использованию «солезаменителей» типа соли со сниженным содержанием натрия, сухого чеснока, чесночных экстрактов или иных «обманок» вкуса.
Предлагаемые Стратегией стимулирующие меры со стороны государства для производителей модифицированных изделий, в том числе с использованием сахарозаменителей и/или подсластителей, соли со сниженным содержанием натрия, в последние годы носили достаточно неоднозначный характер. Получение «государственного» статуса «диабетический продукт» предусматривало определенные налоговые льготы, в том числе по НДС, и возможность участвовать в немногочисленных государственных тендерах на закупку специализированной продукции. Но сама сертификация такого рода остается достаточно дорогостоящим, бюрократизированным процессом, что заставляет большинство мелких и средних производителей модифицированных изделий после просчета возможных рыночных последствий отказаться от такой сертификации в силу финансовой нецелесообразности.
Крупнейшие торговые сети сократили торговые площади под диетические и под диабетические продукты, что привело к вымыванию из их ассортимента значительного числа SKU соответствующих товаров. Большинство производителей прибегло к самодеятельному в рамках закона изменению этикеточных надписей на грани информационной фальсификации или к применению схем добровольных сертификаций. Программы импортозамещения способствовали расширению диетического и диабетического ассортимента кондитерских изделий, выпускающихся российскими производителями без их государственной регистрации.
Наш предварительный анализ «диабетических» полок крупнейших федеральных торговых сетей показал отсутствие государственной регистрации «диабетический продукт» более чем у 90% продуктов, представленных на этих полках. Принятие репрессивных мер со стороны Роспотребнадзора в отношении торговых сетей нецелесообразно, так как приведет к простому закрытию этих полок, отчего пострадают в первую очередь сами потребители. Предстоит планомерная последовательная работа с производителями, представляющими в торговлю здоровые продукты, в том числе за счет их модификации пищевыми ингредиентами.
В последние годы активно обсуждается роль кофеина в питании: в чае, в кофе, в какао, в кондитерских изделиях. Кофеин был реабилитирован другими рекомендациями ВОЗ – он не является потенциальным канцерогеном и фактором риска обострения сердечно-сосудистых заболеваний. Суточная порция в 200–400 мг кофеина признана полезной или нейтральной для взрослого человека. Для облегчения восприятия потребителя введено понятие «Кофейная Единица» (КЕ), которое определяется как содержание 100 мг биодоступного кофеина в продукте. Обвинения СМИ в адрес кондитерских изделий, как источника избыточного потребления кофеина, например с шоколадом, не оправданы, так как для потребления 1 КЕ нужно потребить за сутки десятки килограммов содержащих шоколад продуктов, кофе, какао, кондитерских изделий, что физиологически невозможно.
Ролевое позиционирование пищевых изделий с удовлетворением ожиданий как здоровых потребителей, так и потребителей со специфическими запросами, при воплощении в жизнь обсуждаемой «Межведомственной стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» представляется сложной творческой задачей, в том числе для технологов и маркетологов пищевой промышленности. Можно предложить следующие компромиссные подходы.
Снижение накала рыночных войн между «сахаром», «сахарозаменителями» и масложировой продукции представляется целесообразным по нескольким соображениям: и те и другие продукты (диетические и недиетические) являются пищевыми продуктами, присутствующими на рынке с разницей в содержании компонентов для разных потребителей. Группа пищевых продуктов не должна становиться предметом «охоты на ведьм» в СМИ. Пищевой изделие – исторически сложившийся компонент любого рациона, включая диетический и диабетический, которое нельзя ни исключить, ни злоупотреблять им. Внимание маркетологов необходимо направить не только на пищевой продукт, но и на результат взаимодействия продукта с потребителем, на что и делать усилия по рекламе и продвижению продукта. Особое внимание необходимо обращать на обучение потребителя, чтобы он приобрел право осознанного выбора, исходя из своих предпочтений, привычек и экономических возможностей. Тогда финансово-маркетинговые усилия производителей продуктов питания из разных групп будут действовать на рынке синергически, но не антагонистически. Необходим многовариантный дифференцированный подход к этикеточной надписи: «Рекомендовано для регулирования сахара в крови…», «Является источником антиоксидантов», «Содержит 0,02 Кофейных Единицы на 100 г», «…не содержит трансжиров…», «Содержит 5,2 ХЕ на 100 г продукта», «Допустимо для лиц с повышенным весом в суточной порции до …. граммов», «Рекомендовано… после занятий физической нагрузкой…» и иные непротиворечащие медицинской действительности надписи. Осознанное потребление с равновесием между удовольствием и пользой для здоровья – есть основа прогнозирования, технологической разработки, производства, продвижения, позиционирования и продаж кондитерских изделий.
Для реального воплощения в жизнь обсуждаемой межведомственной Стратегии необходимо, чтобы Союзы производителей пищевой продукции пролоббировали решение Правительства РФ о государственной сертификации и регистрации технологической документации (а не продукта) на производство здоровой продукции, включая диабетическую, с возложением последующего контроля за качеством продукции на региональные подразделения Роспотребнадзора. Нынешняя система государственной регистрации диабетической продукции экономически нецелесообразна для подавляющего большинства производителей. У торговли нет почти никаких мотивационных стимулов к поддержанию расширенного ассортиментного перечня товаров, рекомендованных к потреблению для ведения здорового образа жизни. Жизненно необходима государственная поддержка разработки и внедрения технологий более широкого использования пищевых ингредиентов для оздоравливающей модификации пищевых продуктов.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2017 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты