С принятием пакета технических регламентов Таможенного союза на пищевую продукцию, в который вошли горизонтальные регламенты «О безопасности пищевой продукции», «Пищевая продукция в части ее маркировки», «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания», данные документы стали настольной книгой для специалистов, работающих в агропродовольственном бизнесе (изготовителей, дистрибьютеров, ритейлеров), сотрудников испытательных центров, таможенных служб и надзорно-контрольных органов. Технические регламенты – это документы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к пищевой продукции, процессам ее производства, маркирования, обращения на рынке и т.д. Первое требование к документам такого уровня – полная прозрачность и однозначность. Однако, практика исполнения регламентов показывает, что дело обстоит не всегда так…
Изучение требований и внедрение регламентов выявило значительное количество недоработок, разночтений, расхождений по требованиям безопасности к объектам технического регулирования. Конечно, хочется надеяться, что все эти упущения со временем будут учтены и найдут свое отражение в последующих Изменениях к техническим регламентам Таможенного союза. Однако внесение поправок в регламенты – процедура чрезвычайно длительная. Вот и остается предпринимательскому сообществу решать свои вопросы точечно, путем получения устных ответов на семинарах, направления письменных запросов, получения электронных разъяснений, организаций индивидуальных встреч.
Вот и 10 ноября 2014 года в Евразийской экономической комиссии состоялась встреча, организованная Союзом Производителей Пищевых Ингредиентов. В ней приняли участие специалисты Департамента технического регулирования и аккредитации и Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК, Института питания РАМН, Дирекции СППИ и представители компаний – членов Союза.
Необходимость совещания была вызвана озабоченностью отрасли в связи с введением в действие с 1 июля 2013 года технического регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части идентификации, оценки (подтверждения) соответствия витаминов, витаминоподобных веществ, каротиноидов, минеральных компонентов и их смесей (премиксов) для обогащения пищевых продуктов и производства БАД к пище. В регламентах отсутствуют определения витаминов и минеральных компонентов для обогащения продуктов питания, а также требования по их безопасности. Из технических регламентов по пищевой продукции непонятно, какой форме подтверждения соответствия подлежат витамины, минеральные компоненты и их премиксы. Приходится констатировать, что сегодня на таможенной территории Таможенного союза имеют место разночтения в определении форм подтверждения (оценки) соответствия сырья в виде биологически активных веществ, предназначенного для промышленного производства пищевой продукции (обогащенной, специализированной, БАД к пище), и однотипная продукция, будь то витаминно-минеральные премиксы или аминокислоты, обращаются на рынке посредством двух документов – Свидетельств о государственной регистрации и деклараций соответствия. Сложившуюся ситуацию усугубляет отсутствие в ТР ТС 021/2011 полного перечня биологически активных веществ, применяемых при производстве обогащенной, специализированной продукции и БАД к пище, вследствие чего уполномоченные контрольные органы и аккредитованные органы по сертификации не всегда могут определить форму подтверждения (оценки) соответствия для указанных видов сырья.
На совещании рассмотрены вопросы и получены разъяснения о принадлежности выше перечисленной продукции к биологически активным добавкам (веществам), являющимся объектами технического регулирования ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», и оценка соответствия которых согласно ст. 24 п. 1 осуществляется в форме государственной регистрации
При обсуждении отдельную группу составили вопросы о маркировке готовой пищевой продукции с вводом БАВ, в том числе получено разъяснение, что на этикетке пищевого продукта, содержащего в своем составе витамины, витаминоподобные вещества, минеральные компоненты и их смеси (премиксы), необходимо указывать их наличие в составе продукции согласно п. 4.4 и 4.9 ТР ТС 022/2011. При этом предварять перечень БАВ словами «биологически активная(ые) добавка(и)» не требуется. Конкретный перечень витаминов и минеральных компонентов, входящих в состав премиксов, допускается указывать в сведениях о пищевой ценности продукта.
Во избежание избыточных требований к маркировке пищевой продукции и возникновения разногласий при выполнении требований технических регламентов, в том числе по подтверждению (оценки) соответствия биологически-активных веществ и их смесей как сырья, СППИ обратился в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой о подготовке соответствующих письменных разъяснений по данным вопросам, так как продукция, обогащаемая витаминами, витаминоподобными веществами, минеральными компонентами, премиксами и аминокислотами, находится под пристальным вниманием потребителей, производителей и контрольно-надзорных органов.
Одновременно участники совещания пришли к выводу, что необходимо готовить изменения в технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции». Регламент содержит определения «обогащенная пищевая продукция», «компонент пищевой продукции», «нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах», но не содержит определений «витаминно-минеральные премиксы или смеси», объединяет определения «биологически активные вещества» и «биологически активные добавки». Если проанализировать и сопоставить определения «обогащенная пищевая продукция» и «биологически активные добавки», то можно предположить, что для обогащения продукции в нее добавляются не отдельные витамины или минеральные вещества, а биологически активные вещества, каковыми, в свою очередь, являются биологически активные добавки к пище.
Формулировка определения «биологически активные добавки к пище» по наименованию не соответствует определению. Несмотря на полученные на совещании разъяснения, применение подобного определения может привести к введению слова «БАД» в маркировку обогащенной продукции. В целях предотвращения такого развития событий и создания прозрачных и четких условий для производства обогащенной продукции предпринимательское сообщество считает целесообразным пересмотреть определение «биологически активные добавки к пище», дополнить технический регламент ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» определением «биологически активные вещества».
В приложениях к техническому регламенту присутствует перечень биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе БАДов, перечень витаминов и минеральных веществ, используемых при производстве пищевой продукции для детского питания, установлены показатели безопасности для биологически активных добавок к пище. Биологически активные вещества упоминаются в ТР ТС 029/2012, допустимые уровни их содержания установлены для специализированной продукции для питания детей в ТР ТС 027/2012.
Технический регламент ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» не устанавливает перечня биологически активных веществ, используемых при производстве обогащенной продукции общего назначения, и допустимых уровней их содержания, что накладывает на изготовителей обогащенной продукции обременение по формированию доказательных материалов при оценке (подтверждении) соответствия. Следовательно, необходимо внесение изменений в перечни регламента ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» в части нормирования биологически активных веществ (БАВ), вводимых в состав обогащенной пищевой продукции, для разных категорий потребителей. В первую очередь изменения должны разрешить применение витаминов и минералов при производстве питания (формул заменителей женского молока) для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет жизни).
С целью соблюдения паритета интересов производителей и дистрибьютеров биологически активных веществ, применяемых для обогащения продуктов питания, производителей БАД и готовых пищевых продуктов необходимо в ближайшее время провести совещание со всеми заинтересованными сторонами бизнес-сообщества. На основании принятых решений подготовить Изменения в регламент. СППИ считает, что такое мероприятие можно организовать на базе Союза участников потребительского рынка.
Механизм внесения изменений в регламент был разъяснен на совещании в Евразийской экономической комиссии. Для ускорения процесса внесения поправок в ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» необходимо в рамках процедуры внутригосударственных согласований проекта Изменений № 2 к техническому регламенту, обсуждаемых в настоящее время, срочно подготовить дополнительные предложения в документ и представить их от имени Минздрава или Роспотребнадзора в Евразийскую экономическую комиссию. Данные предложения будут рассматриваться как позиция российской стороны при рассмотрении проекта Изменений № 2 к ТР ТС 021/2011.
Воспользовавшись форматом неформального обсуждения наболевших вопросов на встрече в ЕЭК, Союзом Производителей Пищевых Ингредиентов были озвучены наиболее острые проблемы реализации положений технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Было отмечено, что сложившаяся практика получения разъяснений на запросы участников предпринимательской деятельности по вопросам исполнения требований регламента, к сожалению, не позволяют однозначно понимать процедуры перехода с одной формы оценки (подтверждения соответствия) продукции на другую. С одной стороны, с момента вступления любого технического регламента в силу предприниматели могут принимать декларации о соответствии пищевой продукции требованиям технических регламентов. Одновременно решением КТС от 9 декабря 2011 года № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» государственная регистрация пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовых культур микроорганизмов и бактериальные закваски, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов продлевается до 15 февраля 2015 года. В этом же Решении установлено, что Стороны в срок до 1 июля 2013 года должны обеспечить готовность органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, к регистрации деклараций о соответствии требованиям технического регламента. С другой стороны, Минпромторг России и Росстандарт разъясняют, что процедура досрочной регистрации декларации (до 15 февраля 2015 года) действующими нормативными правовыми актами не предусмотрена. Создалось противоречие, не позволяющее предпринимателям и регистрирующим органам своевременно и правильно осуществить оценку (подтверждение) соответствия данной продукции, а переход от оценки (подтверждения) соответствия пищевых микроингредиентов с формы государственной регистрации на декларирование превратился для заявителей в «полосу препятствий».
В соответствии с разъяснениями, полученными в ЕЭК, оценка (подтверждение) соответствия пищевых добавок, в том числе комплексных, пищевых ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, в том числе ТР ТС 029/2012, проводится в форме государственной регистрации до 15 февраля 2015 года. Отмечено, что уполномоченные органы не имеют права отказывать в осуществлении государственной регистрации продукции и приеме документов на оформление СГР вплоть до 14 февраля 2015 года, кроме оговоренных регламентами причин. Свидетельства о государственной регистрации на соответствие требованиям технических регламентов ТС, т.е. полученные в период между 01.07.2013 года и 14 февраля 2015 года, по мнению специалистов Департаментов ЕЭК, действуют без ограничений, т.е. являются бессрочными. На перечисленную выше продукцию, прошедшую государственную регистрацию на соответствие требованиям технических регламентов ТС и имеющую Свидетельство о государственной регистрации, оформления декларации соответствия после 15 февраля 2015 года не требуется. Одновременно подчеркнуто, что при изменении требований технических регламентов ТС к пищевым добавкам, в том числе комплексным, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам, (например, в случае изменения требований к безопасности в ТР ТС 029/2012) или в случае изменения реквизитов Изготовителя продукции, на которую было оформлено Свидетельство о государственной регистрации (СГР) на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза после 15 февраля 2015 года, оценка (подтверждение) соответствия должна проводиться в форме декларирования, при этом процедура аннулирования или отмены СГР не установлена. Учитывая реалии нашей жизни, СППИ обратился к специалистам ЕЭК с просьбой изложить данную точку зрения в письменном виде и ожидает официального ответа.
Пока же из всего выше сказанного можно сделать вывод о двойственности ситуации! Сегодня производитель/импортер названной выше продукции сам для себя должен принять решение о форме подтверждения соответствия: оформлять ли ему СГР на соответствие требованиям ТР до 14 февраля 2015 года или декларацию соответствия после 15 февраля 2015 года.
Союз также озвучил вопрос о возможном продлении срока переходного периода, или о возможности досрочного декларирования пищевых добавок, комплексных пищевых добавок, ароматизаторов, растительных экстрактов в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовых культур микроорганизмов, бактериальных заквасок, технологических вспомогательных средств, в том числе ферментных препаратов, тонизирующих напитков, не являющихся специализированной пищевой продукцией или продукцией нового вида, с момента вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, т.е. до 15 февраля 2015 года. Представители ЕЭК отметили, что не следует ожидать продления переходного периода, а вопрос о досрочном декларировании находится в компетенции Российской Федерации. В связи с приближением окончания переходного периода для технических регламентов Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ТР ТС 029/2012 «О безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» изменением состояния подготовки центров и лабораторий по испытаниям продукции на требования безопасности, СППИ повторно обратился в Росаккредитацию и Минпромторг с соответствующими запросами.
Во время встречи в ЕЭК обсуждался также вопрос о возможных требованиях к документам, подтверждающим соответствие, со стороны Федеральной таможенной службы. А именно, как таможенные службы на местах будут трактовать то, что на какие-то конкретные продукты оформлено СГР, а на аналогичные продукты оформлена декларация о соответствии. Имеются опасения, что сотрудники ФТС после 15.02.2015 года будут требовать от импортеров только декларации о соответствии, не признавая наличие СГР, подтверждающего соответствие требованиям технических регламентов. Представители ЕЭК согласились, что проблемы с ФТС по данным вопросам возможны, но заверили в своей поддержке по разъяснительной работе с таможенными органами.
Дирекцией Союза при поддержке Института питания обратила внимание коллег из Евразийской комиссии на необходимость проведения дальнейших работ по внесению изменений в технический регламент Таможенного союза 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Еще на этапе согласований проекта регламента к нему имелось более 200 замечаний, которые так и не были отражены в принятом документе. Наряду с обсуждаемыми в настоящее время предложениями по внесению точечных изменений в регламент (по ванилину, по эфирам монтановой кислоты) мы видим также необходимость внесения глобальных правок в статью 4 «Определения», статью 9 «Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», статью 7 «Требования безопасности к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам, а также к их применению при производстве пищевой продукции», в Приложение 12, Приложение 19 и Приложение 28. Внесение серьезных изменений в регламент позволит приблизить его по требованиям безопасности к международным документам, а также избавиться от многочисленных разночтений.
Продолжая тему внесения правок в ТР ТС 029/2012 информируем, что Союзом Производителей Пищевых Ингредиентов подготовлено и направлено соответствующее письмо на имя министра по техническому регулированию ЕЭК Корешкова В.Н. и в адрес Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер ЕЭК, на котором обсуждался вопрос подготовки изменений в регламент на пищевые микроингредиенты. В решении Консультационного комитета (протокол от 17–18 ноября 2014 года № 4-ВК/КК) отмечено «предложить Правительству Республики Казахстан определить уполномоченный орган Республики Казахстан, ответственный за разработку проекта изменений № 2 в технический регламент Таможенного союза ТР ТС 029/2012 и обеспечить подготовку и представление в Комиссию предложения о внесении изменения в План, предусматривающего изменения № 2 в технический регламент Таможенного союза 029/2012 в установленном порядке с учетом необходимости определения ответственного разработчика и сроков, предусмотренных формой Плана».
Также на встрече в ЕЭК 10 ноября представители Союза Производителей Пищевых Ингредиентов отметили, что они чрезвычайно заинтересованы в скорейшем рассмотрении в Евразийской экономической комиссии Рекомендаций «Доказательная база и названия натуральных ароматизаторов при подтверждении соответствия пищевых ароматизаторов» (письмо СППИ от 28.10.2014 № 12-01-04/200). Рекомендации разработаны участниками «круглого стола», организованного СППИ в Институте питания 30 сентября 2014 года.
.