Мнение эксперта

Как поддержать инновации в отрасли пищевых ингредиентов

Артур Бояров , заместитель декана Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, директор по исследованиям и аналитике Ассоциации «Технологическая платформа БиоТех 2030», к.э.н.

Согласно Глобальному инновационному индексу, ежегодно выпускаемому Корнельским университетом совместно с бизнес школой INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, в 2019 году Россия находилась в первой трети ведущих стран, занимая 46-е место между Черногорией и Украиной [1]. И хотя с 2013 года России удалось продвинуться в рейтинге на 16 позиций, до первого квартиля нам еще далеко. Методология рейтинга довольно сложная, оцениваются десятки индикаторов: от политической стабильности до индекса цитирования по Хиршу, но, так или иначе, индекс показывает, что у России есть значительный потенциал для развития инноваций.
Вместе с тем, согласно данным Росстата, за последние 10 лет доля российских организаций, осуществлявших технологические инновации, сильно не меняется. Она колеблется в пределах 9–10%, что никак нельзя признать достаточным для поддержания национальной конкурентоспособности. Но есть отечественные отрасли, демонстрирующие относительно высокую инновационную активность. К ним относится, например, производство химических веществ и химических продуктов: доля инновационно активных компаний в этой отрасли превышает средний показатель по всей экономике более чем в 2 раза и составляет 21,1%. Пищевая химия как часть химического комплекса вносит свой вклад в развитие инноваций. Однако «реципиенты» пищевой химии не столь инновационны: доля инновационно-активных предприятий в производстве пищевых продуктов значительно ниже – около 13%, в производстве напитков и того меньше – лишь 10%. При этом глобальная отрасль пищевых ингредиентов представляет собой довольно крупный рыночный пирог размером в 33,67 млрд долл. с потенциалом роста до 63 млрд долл. к 2026 году [2], что для традиционных отраслей промышленности является показателем высоких темпов роста.
Очередные изменения курсов валют, произошедшие в первом квартале 2020 года, снова обостряют повестку импортозамещения и дают импульс к развитию отечественных производств в пищевой химии. Как в текущей ситуации поддержать инновационную активность отечественных производителей? Какие меры и механизмы поддержки инноваций можно использовать? Какие шаги предпринимают ведущие российские компаний отрасли для сохранения конкурентоспособности? Ответам на эти вопросы посвящена данная статья.

Поддержка от институтов развития

На сегодняшний день специализированная государственная поддержка отрасли пищевых ингредиентов отсутствует. Да и в целом общая конструкция мер промышленной, инновационной, научно-технической политики страны такова, что механизмы поддержки сверстаны в основном на базе общесистемных мероприятий, направленных на поддержку проектов из различных отраслей – от космоса до биотехнологий. Проектам пищевой химии приходится конкурировать с проектами из машиностроения, легкой промышленности и т.д. за право доступа к ограниченным ресурсам. Вместе с тем, это означает, что возможности привлечь средства в проекты развития технологий все же есть. Среди потенциальных источников финансовой поддержки инноваций и технологического развития стоит отметить, прежде всего, грантовую поддержку, которая оказывается ключевыми институтами инновационного развития.

Фонд Сколково

Одним из наиболее известных в России институтов поддержки развития инноваций является Фонд Сколково. Фонд оказывает различную – финансовую и нефинансовую – поддержку инноваторам. Работает Фонд с различными отраслями, разделенными по условным кластерам. Профилю пищевой химии наиболее соответствует кластер БиоМедицины, пищевые технологии прямо прописаны среди направлений работы кластера.
В рамках мандата Фонда поддержка оказывается так называемым «участникам Сколково». Стать таким участником могут как отдельные команды, оформленные в юридические лица (спиноффы), специальные проектные компании, так и дочерние инновационные предприятия. Существует отдельный формат сотрудничества для крупных партнеров, создающих собственные исследовательские центры в Сколково. Статус участника Фонда позволяет получить специальный налоговый режим с минимальными социальными взносами и отсутствием налогов на прибыль, имущество и НДС, а также открывает доступ к грантовой поддержке.
За присвоение и утрату статуса «участника Сколково» и предоставление Фондом Сколково грантов отвечает специальная Грантовая и экспертная служба Фонда. В настоящее время участникам Сколково доступны не только большие гранты размером до 30, 150 и 300 млн рублей (в зависимости от стадии проекта и объема со-финансирования со стороны заявителя), но и минигранты на сумму до 5 млн рублей, а также микрогранты, которые предоставляются на решение отдельных небольших задач в рамках реализации проекта и выдаются на сумму до 1,5 млн рублей (рис. 1).

Фонд содействия инновациям

Фонд содействия инновациям (полное название – Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, или как его еще называют по имени основателя Ивана Бортника – Фонд Бортника) оказывает финансовую поддержку молодым ученым, малым и средний предприятиям (МСП), которые занимаются научными разработками с высоким потенциалом коммерциализации. Основная задача Фонда содействия инновациям – создание максимально благоприятных условий для оптимизации потока качественных проектов на ранней стадии развития для их последующей поддержки другими институтами развития.
Экосистема программ Фонда содействия инновациям охватывает весь жизненный цикл инновационных проектов – от зарождения замысла проекта до повышения конкурентоспособности продукции, диверсификации и вывода на новые рынки успешно функционирующих предприятий. К программам, наиболее подходящим под цели развития технологий на базе МСП, в том числе в отрасли пищевых ингредиентов, стоит отнести следующие программы: «Развитие», «Интернационализация», «Кооперация», «Коммерциализация» (рис. 2).

Программа «Развитие» направлена на поддержку развитых предприятий, которые имеют положительную деловую репутацию и опыт продаж наукоемкой продукции на рынке, но ощущают необходимость проведения дополнительных НИОКР, позволяющих повысить эффективность работы путем диверсификации своего производства или снижения издержек за счет внедрения новых технических решений, а также расширить линейку продукции.
Фонд активно вовлечен в реализацию приоритетов Национальной технологической инициативы (НТИ). Финансирование отдельных разработок новых видов наукоемкой продукции для реализации плана мероприятий (дорожных карт) НТИ, одобренных президиумом Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России, ведется в рамках специального конкурса «Развитие-НТИ» [3]. Конкурс ориентирован на поддержку развитых предприятий, которые имеют положительную деловую репутацию и опыт продаж наукоемкой продукции на рынке, планируют проведение НИОКР в целях создания и освоения новых высокотехнологичных рынков и будут определять структуру мировой экономики в ближайшие 15–20 лет.
В 2018–2019 годах прошли конкурсы по всем утвержденным дорожным картам: AeroNet, AutoNet, MariNet, NeuroNet, EnergyNet, HealthNet, TechNet, Кружковое движение, кроме карты FoodNet. Дорожная карта FoodNet до настоящего времени не утверждена. Если надежды отраслевого сообщества на утверждение карты FoodNet в 2020 году оправдаются, то можно ожидать расширение механизмов конкурса Развитие-НТИ на область пищевых ингредиентов. По состоявшимся ранее конкурсам максимальный объем предоставляемого Фондом гранта составил 20 млн рублей при условии софинансирования из внебюджетных средств в размере не менее 30% от суммы гранта.
Другая программа – «Кооперация» – направлена на развитие партнерства между малыми инновационными предприятиями и средним и крупным бизнесом (индустриальными партнерами). В данной программе основной акцент сделан на расширение практики вовлечения организаций малого наукоемкого предпринимательства для развития продуктовых линеек производственных компаний со сформированной сетью сбыта, создание новых и обновление существующих высокотехнологичных производств.
Программа ориентирована на:
• обеспечение ускоренного развития малых предприятий за счет появления гарантированного заказа на создаваемую новую продукцию со стороны индустриального партнера;
• установление тесных кооперационных связей малых предприятий с субъектами среднего и крупного предпринимательства;
• встраивание малых предприятий в цепочку поставщиков индустриального партнера с новой продукцией, полученной в результате выполнения НИОКР.

Индустриальным партнером может быть среднее или крупное коммерческое предприятие, соответствующее ФЗ №209. Индустриальный партнер в рамках проекта [4]:
• имеет заключенное соглашение о научно-технологическом сотрудничестве с малым предприятием, в котором определен порядок их взаимодействия в ходе выполнения НИОКР по разработке новой наукоемкой продукции;
• обязуется совместно с малым предприятием обеспечить внебюджетное софинансирование проведения НИОКР;
• обязуется обеспечить выпуск и реализацию новой продукции, созданной с использованием результатов НИОКР, выполненных малым предприятием. При этом суммарная выручка Индустриального партнера, полученная от реализации новой продукции в течение 5 лет после завершения НИОКР, должна составить не менее 100 млн рублей;
• обязуется обеспечить приобретение у малого предприятия новой продукции (услуг), созданной в результате выполнения НИОКР, в порядке и на условиях, предусмотренных в соглашении между Индустриальным партнером и предприятием. При этом общая сумма всех платежей, которую Индустриальный партнер выплачивает малому предприятию за приобретаемую новую продукцию в течение 5 лет после завершения НИОКР, должна составлять не менее суммы гранта, предоставляемого Фондом на проведение НИОКР.
Программа «Интернационализация» направлена на повышение конкурентоспособности малого инновационного бизнеса России на международных рынках и развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности за счет сотрудничества с международными партнерами и доступа к передовым технологиям и экспертизе. Программа включает поддержку компаний с экспортно ориентированной продукцией.
С 2008 года в рамках программы «Интернационализация» проводятся конкурсы, направленные на развитие рынка отечественной высокотехнологичной продукции за счет сотрудничества с международными партнерами и доступа к передовым технологиям и экспертизе. Они включают финансирование двусторонних и многосторонних инновационных проектов российских предприятий с европейскими научными и коммерческими организациями, а также участие российских компаний в европейских бизнес- и инновационных сетях.
Программа «Коммерциализация» была создана в целях запуска полноценного инновационного лифта и доведения результатов НИОКР до рынка. Программа направлена на предоставление грантов субъектам малого предпринимательства, успешно завершившим НИОКР по разработке инновационной продукции и планирующим создание или расширение производства с целью коммерциализации выполненной работы. Гранты предоставляются на финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией инновационных проектов, результаты которых имеют перспективу коммерциализации, за исключением расходов на выполнение НИОКР. Гранты предоставляются малым инновационным предприятиям, прошедшим конкурсный отбор, при условии 100%-ного софинансирования из внебюджетных средств. Ключевыми показателями эффективности реализации проектов по программе являются классические параметры инвестиционных проектов: количество вновь созданных и (или) модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест; объем реализации инновационной продукции, в том числе от патентно-лицензионной деятельности малого инновационного предприятия, финансируемой за счет полученного гранта; объем налоговых выплат в бюджеты всех уровней.
Подробная сравнительная характеристика ключевых параметров программ поддержки инновационного бизнеса Фондом содействия инновациям приведена в таблице 1.

Поддержка от федеральных органов власти

На начало 2020 года наиболее комплексным механизмом поддержки крупных инновационных проектов можно считать механизм реализации Комплексных научно-технологических проектов и программ полного инновационного цикла (КНТП). КНТП представляют собой совокупность скоординированных по задачам, срокам и ресурсам мероприятий (работ), включающих в себя научные исследования и все этапы инновационного цикла до создания технологий, продукции и оказания услуг. Финансирование КНТП ведется за счет средств государственных программ, институтов развития и фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности с использованием механизмов частно-государственного партнерства [5].
Механизм КНТП прямо увязан с реализацией приоритетов Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (СНТР). Полномочия по экспертизе, оценке, мониторингу реализации КНТП закреплены за соответствующими Советами по приоритетным направлениям научно-технологического развития согласно СНТР, созданными под эгидой Российской академии наук [6].
Тематика отрасли пищевых ингредиентов соответствует мандату Совета по приоритетному СНТР «Переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и аквахозяйству, разработка и внедрение систем рационального применения средств химической и биологической защиты сельскохозяйственных растений и животных, хранение и эффективная переработка сельскохозяйственной продукции, создание безопасных и качественных, в том числе функциональных продуктов питания», председатель Совета – вице-президент Российской академии наук И.М. Донник.
Результатом всесторонней экспертизы и проработки КНТП является отдельное Постановление Правительства РФ о реализации соответствующей КНТП, будь то программа или отдельный проект (рис. 1). На начало 2020 года в поле деятельности Совета находилось более 5 проектов КНТП в различных областях, в том числе один проект из пищевой отрасли (новые молочные продукты для детского питания).
Важно отметить, что КНТП предполагают не только финансовую, но и регуляторную поддержку инновационных проектов на федеральном уровне. В этой части инструментарий КНТП может быть интересен крупным компаниям, открывающим и/или защищающим собственные рынки инновационной продукции от внешнего давления. Заявки на КНТП собираются через портал информационного обеспечения проектов КНТП (https://kntp.ntr.ru).

С 2014 года целям поддержки развития, разработки и внедрения новых технологий в промышленность успешно служил механизм субсидирования затрат на НИОКР в рамках комплексных инвестиционных проектов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ №1312 [7]. В 2019 году вышло новое Постановление Правительства РФ №1649, нацеленное по сути на ту же задачу – компенсацию затрат на НИОКР в рамках комплексных, но теперь уже инновационных проектов, соответствующих технологиям из перечня современных технологий [8]. Перечень современных технологий, а также конкурсные процедуры определяются решениями комиссии Минпромторга России. Формирование перечня высоких технологий ведется Минпромторгом России в режиме открытого взаимодействия с бизнесом через портал ГИС Промышленность (https://gisp.gov.ru).
Постановление №1649 предполагает поддержку инновационной деятельности компаний посредством компенсации части затрат на НИОКР (до 100%), непосредственно связанных с последующим созданием, производством и реализацией конкурентоспособной промышленной продукции в рамках реализации инновационных проектов. Под субсидирование подпадают практически все виды расходов, так или иначе осуществляемых в рамках НИОКР. С учетом того факта, что Постановление №1649 было принято лишь в конце 2019 года, данные о фактических объемах поддержки проектов на данный момент отсутствуют. Согласно данным о результатах конкурса, проведенного в 2018 году по схожему Постановлению №1312, средний объем субсидии тогда составил 78,7 млн рублей на проект [10].

Поддержка от региональных органов власти

В настоящее время идет перезагрузка мер поддержки инновационного бизнеса в регионах РФ. Одним из лидеров такой перезагрузки стала Москва, предложив предпринимателям ряд мер, направленных на стимулирование создания и развития бизнеса в городе. В палитре мер поддержки стоит отметить механизмы, созданные в рамках реализации инициативы мэра Москвы С.С. Собянина по созданию Московского инновационного кластера [10]. Сопровождение развития Московского инновационного кластера осуществляет Департамент предпринимательства и инновационного развития Москвы, финансирует проекты специально созданный для этих целей в 2019 году Фонд Московского инновационного кластера. Планируется, что средства Фонда Московского инновационного кластера будут направлены, в том числе, на решение задач по разработке новых технологий, инжиниринг и выполнение НИОКР.
Так, в апреле 2020 года открылся первый конкурс, нацеленный на отбор комплексных инновационных проектов, предусматривающих мероприятия по осуществлению инноваций, в том числе созданию нового продукта и (или) использованию новой технологии при создании продукта. В рамках конкурса планируется отбор проектов, которые из средств гранта Фонда смогут возместить фактически понесенные и документально подтвержденные затраты по следующим направлениям [11]:
• затраты по созданию, приобретению, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в городе Москве для реализации проекта;
• затраты по приобретению оборудования для реализации проекта;
• затраты по приобретению и (или) техническому сопровождению программного обеспечения, используемого для реализации проекта;
• затраты по созданию результатов интеллектуальной деятельности, приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, прав использования результатов интеллектуальной деятельности, используемых для реализации проекта.

Согласно условиям конкурса, размер гранта ограничен суммой в 200 млн рублей в год с возможностью получить до 600 млн рублей на проект. При этом размер гранта должен составить не более 15% от общего размера затрат на реализацию проекта, произведенных за год.
Еще одним инструментом поддержки разработки новых технологий, являющимся, по сути, федеральной инициативой, но развернутым на местах при активном участии региональных властей, стало создание так называемых Научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) [12]. НОЦ – поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющими деятельность в соответствии с программой деятельности центра [13]. Отличительная черта проектов НОЦ – прикладной характер проводимых исследований, тесная кооперация с бизнес-структурами с целью дальнейшей коммерциализации полученного продукта, в том числе путем создания малых инновационных предприятий. В 2019 году на этапе пилотирования формата НОЦ было создано 5 таких центров, один из них специализируется на инновационных решениях в АПК (НОЦ Белгородской области).
С 2020 года для расширения перечня поддерживаемых НОЦ планируется проведение соответствующих конкурсов. На реализацию программ развития НОЦ предполагается выделение из бюджета 8,6 млрд рублей, при этом Правительство РФ ожидает привлечения более 35 млрд рублей из внебюджетных источников [14]. На примере Западно-Сибирского межрегионального НОЦ видно, как соотносятся по объемам средства из бюджетов различных уровней и внебюджетные инвестиции (рис. 4) [15]. Но говорить о фактических объемах федеральной и региональной поддержки проектов в рамках НОЦ пока рано.

Активность в частном секторе

Усиление интереса к отрасли пищевых ингредиентов прослеживается не только со стороны государства, но и со стороны крупного бизнеса. Ведущие российские компании активно используют накопленный мировой опыт по отбору, привлечению и развитию инновационных проектов, как внутри корпоративного периметра, так за его рамками с помощью специально созданных структур, «окон» для работы с инновациями в виде различных акселерационных программ, венчурных фондов и т.д.
С 2018 года компания ОХК «Уралхим» рассматривает различные проекты в рамках своего конкурса-акселератора «Элемент Роста» [16]. Эксперты компании активно изучают различные рынки, в том числе высокомаржинальные рынки пищевых ингредиентов с целью развития новых бизнесов. В 2019 году на площадке Форума «Золотая Осень» в рамках очередной сессии акселератора были представлены проекты в области производства протеинов из альтернативных источников, в частности протеина из насекомых.
В сентябре 2019 года Группа компаний «ЭФКО», один из крупнейших российских производителей жиров специального назначения, дала старт новому венчурному фонду «Fuel for Growth», нацеленному на финансирование проектов и стартапов в области питания (фудтехнологий) на ранней стадии. Заявленная капитализация фонда составляет 50 млн долл. [17]. В частности, менеджмент «ЭФКО» сформулировал запрос в отношении технологий производства «растительного» мяса и новых заменителей сахара.
В 2016 году собственный научно-испытательный центр создала Группа компаний «Черкизово», вложив в создание структуры 350 млн рублей. Свой центр «Черкизово» позиционирует как единственный в российском агробизнесе инновационный лабораторный комплекс европейского уровня по исследованию и разработке продуктов питания [19]. Центр ориентирован на ведение НИОКР в области биотехнологий, геномики, молекулярной биологии, ветеринарно-санитарной экспертизы и медицины.
Все эти инициативы – результат инновационной активности крупных частных компаний, их стремления улучшить собственную траекторию развития. В свою очередь для малых инновационных компаний и отдельных технологических команд эти инициативы могут стать ключом доступа к экспертизе от ведущих игроков рынка и шансом для привлечения финансирования от стратегического инвестора.

Заключение
В условиях новой экономической реальности, в которых оказался весь мир в начале 2020 года, сложно давать прогнозы и тем более призывать бизнес к инвестициям в рост и развитие. Столкнувшись в первом квартале 2020 года с пандемией из-за нового вируса, власти и бизнес ведут подсчеты потерь из-за снижения экономической активности. А когда падает экономика, тут уже не до инноваций. Но это не совсем так. Традиционно российский рынок пищевых ингредиентов – это рынок импорта, лишь немногим более 2% от потребностей рынка покрывается отечественными производителями. Остановка производств в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Еврозоне, а также общий рост цен играет на руку отечественным производителям. Однако для устойчивого развития отрасли эффект импортозамещения будет явно недостаточным, нужны собственные разработки и компетенции, способные обеспечить поддержку производственным технологиям на должном уровне. Различные механизмы и меры государственной поддержки, а также примеры активности крупных игроков отрасли были представлены в настоящей статье. Хочется надеяться, что представленная информация, даже с учетом текущей экономической ситуации, поможет читателю сориентироваться в имеющихся возможностях для развития и роста в отрасли пищевых ингредиентов.

Список источников
1.https://www.globalinnovationindex.org/analysis-indicator [доступно 5 Апреля 2020].
2.https://www.reportsanddata.com/report-detail/food-ingredients-market [доступно 5 Апреля 2020].
3.https://nti2035.ru [доступно 3 Апреля 2020].
4.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/25971 [доступно 5 Апреля 2020].
5.Постановление Правительства РФ № 162 от 19 февраля 2019 года «О порядке разработки и реализации комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла», http://government.ru/docs/35824/ [доступно 5 Апреля 2020].
6.Постановление Правительства РФ от 17 января 2018 г. № 16 «Об утверждении Положения о создании и функционировании советов по приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации», http://government.ru/docs/31094/ [доступно 5 Апреля 2020].
7.Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов», https://gisp.gov.ru/support-measures/list/6922631/ [доступно 5 Апреля 2020].
8.Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2019 г. № 1649 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», https://gisp.gov.ru/support-measures/list/10902608/ [доступно 5 Апреля 2020].
9.http://minpromtorg.gov.ru/common/upload/docVersions/5c10c35539457/actual/protokol_2-KO_18.pdf [доступно 5 Апреля 2020].
10.Московский инновационный кластер, https://www.mos.ru/city/projects/cluster/ [доступно 5 Апреля 2020].
11.Карточка меры поддержки: Грант участникам инновационного кластера на территории города Москвы на возмещение затрат в целях реализации комплексных инновационных проектов (КИП), https://i.moscow/measure-supports-card/bda42d8149274710a9467835c8ab2aae [доступно 5 Апреля 2020].
12.https://minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=1667 [доступно 5 Апреля 2020].
13.https://www.ноц.рф/about [доступно 5 Апреля 2020].
14.https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6424050 [доступно 5 Апреля 2020].
15.https://1ee4e1ed-5752-4fd3-bd8b-adf84363b11d.filesusr.com/ugd/443dab_d91c26ac2b6c4fc2afa6a0ad0e73e078.pdf [доступно 5 Апреля 2020].
16.https://smarthim.ru [доступно 5 Апреля 2020].
17.http://www.efko.ru/press-centr/relizy/32505/ [доступно 5 Апреля 2020].
18.http://biruch.efko.ru [доступно 5 Апреля 2020].
19.http://cherkizovolab.ru/about/about [доступно 5 Апреля 2020].

e-mail: a.boyarov@biotech2030.ru, aboyarov@hse.ru.
Автор не претендует на охват всей палитры мер государственной поддержки. Основная цель статьи – обозначить ключевые направления поиска ресурсов для роста и развития инновационного бизнеса.
Источник: https://old.sk.ru/foundation/grants-experts/ [доступно 3 Апреля 2020].

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты