Мнение эксперта

Производство снеков: актуальные тренды и современные ингредиенты

Александр Беспалов, руководитель товарного направления «Гастрономические ароматизаторы» ГК «Союзоптторг»;

Снековая продукция прочно вошла в жизнь российских потребителей, она полностью соответствует концепции активного образа жизни современного человека. Постоянная занятость и динамичный образ жизни приводят к тому, что у жителей крупных городов зачастую не остается времени для приготовления еды, поэтому они вынуждены все чаще использовать снековую продукцию, которая является недорогим, быстрым и удобным вариантом.
Российский рынок снеков увеличивается год от года, хотя уже не такими высокими темпами, как десятилетие назад. По мнению экспертов «Маркет Аналитика», рынок снековой продукции в нашей стране будет расти и дальше, однако скорость его роста будет снижаться. Это связано с насыщением рынка, а также с последствиями санкций, введенных против РФ. Рост отечественного производства снеков обеспечивается за счет увеличения сегмента соленых снеков. По оценкам экспертов, в 2011 году объем производства соленых снеков составил 147 тыс. тонн, а в 2013-м этот показатель поднялся на 15,6% до отметки в 170 тыс. тонн. В то же время показатели объема производства сладких снеков демонстрируют незначительное снижение.
По оценкам аналитиков, на долю чипсов приходится почти половина рынка соленых снеков в натуральном выражении, сухарики занимают четверть рынка. Устойчивый спрос на «традиционные» российские снеки – сухарики, семечки, снеки из морепродуктов все еще сохраняется.
В последние годы наблюдается рост интереса российских покупателей к сегменту натуральных «здоровых» снеков (орехи, сухофрукты, снеки с полезными свойствами), что объясняется усилением интереса к здоровому образу жизни, в том числе, к правильному питанию.
Эксперты российского рынка – представители компаний, поставляющих разнообразные ингредиенты для производства снековой продукции, рассказывают о тенденциях отечественного рынка снековой продукции, о перспективах развития на российском рынке сегмента «здоровых» снеков, о вкусовых направлениях, которые будут наиболее популярны на рынке снеков. Также высказывают мнение о том, какие инновационные решения сегодня предлагают поставщики ингредиентов производителям снеков для создания конкурентоспособной продукции.

Александр Беспалов, руководитель товарного направления «Гастрономические ароматизаторы» ГК «Союзоптторг»

Российский рынок гастрономических снеков очень активно развивается, и сегодня можно наблюдать следующие тенденции.
Если еще совсем недавно процессом заправляли только такие гиганты, как производители Lays и «Кириешки», то сегодня появляется все больше небольших производств, работающих над созданием частных марок для крупных сетей или продающих свой товар в магазинах на развес.
Также очевидно ощущается развитие с точки зрения видов производимой продукции: раньше преобладали чипсы и сухарики, а сейчас мы наблюдаем бум экструзионных снеков, орешков в хрустящей оболочке и попкорна, готовящегося в домашних условиях. Хотя, конечно, на долю первых двух по-прежнему приходится «львиная доля» рынка: 72% в натуральном выражении и 60% в стоимостном (по данным «Маркет Аналитика» за 2015 год). Но в ближайшие год-два эта ситуация продолжит меняться.
Еще одна тенденция – спрос на натуральные продукты, который сейчас охватил всю Европу и Соединенные Штаты, потихоньку накрывает и российских потребителей.
В рамках этой же тенденции активно развивается сегмент спортивных снеков (протеиновые батончики), а также группа полезных снеков (например, печенье со злаками и зародышами пшеницы), мясные снеки. Данные продукты пока нишевые, нельзя их назвать массовыми, но они на подъеме: популярность полезной пищи и здорового образа жизни в нашей стране растет.
В продолжение темы здорового питания и натуральных ингредиентов, одно из наших предложений для снеков – ингредиенты из зародышей пшеницы компании Hochdorf, Швейцария. Это богатый источник белка, клетчатки, минералов и витаминов, а их сладковатый ореховый аромат привносит во вкус продукта оригинальные ноты, которые сейчас как раз и ищут потребители. Применение зародышей пшеницы позволяет смело позиционировать снек как функциональный. А тема «полезного перекуса» сейчас очень модная.
Что касается популярных вкусовых направлений на рынке снеков, можно отметить, что в группе гастрономических снеков не вызывают сомнений лидирующие роли традиционных вкусов: сметана-лук, холодец-хрен, грибы со сметаной. Тем не менее, как показывает опыт наших клиентов, российский потребитель готов экспериментировать и пробовать новое: все чаще мы получаем заказы на вкусы васаби, чили, паприки, другие азиатские и латиноамериканские вкусы. Совсем не удивлюсь, если очень скоро увижу в нашем магазине популярный в США арахис в хрустящей оболочке, сочетающий такие разные вкусы, как чили и лайм.
Что касается новых вкусов и следования тенденциям, здесь нашей компании удается работать на опережение, во многом благодаря содействию немецкого партнера – компании Symrise. Они предлагают нам всегда очень широкую палитру вкусов; ингредиенты и в сухом, и в жидком виде, раскрывающиеся в снеках всех видов. И, безусловно, очень большая заслуга технологов ГК «Союзоптторг», которые не только досконально знают особенности каждого ароматизатора, все технологические нюансы, но также, что очень важно, потребительские предпочтения – какие оттенки вкуса нравятся больше, например, в южных регионах, или чаще выбираются сибирскими покупателями. Клиенты очень часто обращаются к нам за советом.

Руководитель пресс-службы ГК «СОЮЗСНАБ»

В настоящее время на отечественном рынке снековой продукции в области вкусовых предпочтений наблюдаются следующие тенденции.
На протяжении многих лет остается популярным в виду вкусовых предпочтений потребителей и доступной цены ржаной сухарь с традиционными для России вкусами: «Холодец с хреном», «Лук со сметаной», «Чеснок», «Русская Горчица», а также со вкусами, популярными во всем мире: «Сыр», «Бекон», «Томат с зеленью».
В рамках тенденций рынка нам хотелось бы особо отметить собственную разработку ароматизатор «Сало с горчицей», так как она является очень важной и актуальной для производителей снеков. Это первый ароматизатор, горчичный ароматический компонент для которого мы производим уже несколько лет от стадии синтеза, в то время как весь российский рынок ароматики работает на зарубежных ароматических базах! Что это значит для производителей снеков? Прежде всего – это гарантия очень выгодной цены, не зависящей от колебания курсов валют, и что немаловажно, это гарантия стабильного качества ароматизатора.
Еще одной тенденцией рынка является внедрение в производство снеков инкапсулированных ароматизаторов. Группа компаний «СОЮЗСНАБ» стала первой на российском рынке, наладившей выпуск таких ароматизаторов. На сегодняшний день для снеков мы предлагаем более 30 вкусов. В таких ароматизаторах часть ароматических соединений заключена в специальные капсулы, другая часть производится по стандартной технологии. Данная комбинация позволяет решить сразу две задачи: обеспечить яркий аромат при открытии упаковки и сохранить вкус снеков без изменений на протяжении всего срока годности – более 6 месяцев.
За последний год появились и завоевывают рынок новые вкусы, не характерные для российского рынка снеков, которые также нашли свое отражение в нашей коллекции ароматики. Это вкусы «Креветка», «Краб», «Кальмар».
В сегменте картофельных чипсов триада самых популярных вкусов не меняется – это «Сыр», «Лук со сметаной», «Бекон». Набирают популярность вкусы «Краб», «Креветка», «Кальмар», «Морские водоросли», «Мексиканские специи», «Оливки с зеленью», «Прованские травы», «Соус Песто».
Особо необходимо отметить появление в сегменте снеков сложных вкусов, имитирующих вкусы популярного фастфуда – «Чизбургера», «Картофель фри с кетчупом» и т.п. Как правило, эти вкусы выбирают для чипсов. Такие ароматизаторы также есть в ассортименте группы компаний «СОЮЗСНАБ».
Наименьший объем рынка гастрономических снеков занимают экструзионные продукты, но они быстро набирают обороты. У кукурузных палочек наиболее популярны сырные вкусы: чеддер, четыре сыра, итальянский сыр и др. Для экструзионных сухарей популярные вкусы аналогичны вкусам ржаных сухарей.
Российский рынок снеков постоянно меняется. Но есть и стабильные вкусовые предпочтения для снеков (чипсов): «Сыр», «Лук со сметаной» и «Бекон». Популярность других вкусов снеков зависит от сезона и модных кулинарных тенденций. В частности, в 2015 году стали актуальными как никогда вкусы морепродуктов: крабы, креветки, кальмары. В ближайшее время станут актуальными вкусы фастфуда. Отдельно стоит отметить тенденции, прогнозируемые на 2017-й год. Изучая зарубежный рынок снеков, уже сегодня можем сказать, что востребованным будет вкус сыра «Чеддер». Уже сегодня в США – это вкус номер один, который просто «взорвал» рынок. Со вкусом сыра «Чеддер» выпускаются чипсы, крекеры, печенья, кукурузные палочки и другие продукты.
На российском рынке активно развивается сегмент «здоровых» снеков, это влечет за собой увеличение применения натуральных ингредиентов при производстве снековой продукции.
Объемы натуральных ингредиентов в снеках растут год от года. Как правило, многие производители хотят «избавиться» от кода Е на этикетке своей продукции, а вкус еще больше приблизить к натуральному, и убрать из рецептуры такие усилители вкуса, как глутамат натрия и его производные (рибоиды). Поэтому все чаще приходится обращаться к натуральным усилителям вкуса, специям, травам и овощам, эфирным маслам, экстрактам. Для формирования вкусов снеков также используются ингредиенты, полученные из натурального животного или растительного сырья: рыбные порошки, растительные экстракты (концентрированные вытяжки), продукты переработки молока – сырный и йогуртовый порошок и т.д.
Инновационные решения, востребованные сегодня на рынке, связаны не только с разработкой новых вкусов, о которых мы сказали выше, но и с возможностью удешевления готовой продукции. В рамках реализации данной задачи мы запустили производство ароматизаторов от «нулевого» цикла, т.е. от синтеза ароматических веществ, что является инновацией для российского рынка, который долгое время держался на импортных ароматических базах. При этом качество наших ароматизаторов – на высоте. Залог успеха – уникальное оборудование, внедренные на производстве системы ХАСПП и ИСО, обучение флейвористов компании в ведущих мировых центрах разработки ароматики.
Это позволяет нам предлагать лучшие цены на ароматизаторы и обеспечивать их стабильное качество. А также вводить новые тенденции рынка, одна из которых – постепенный переход из импортеров ароматики в экспортеры, о чем свидетельствуют отгрузки ароматизаторов нашей компании в Индию и Китай.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты