Мнение эксперта

Техническое регулирование рынка пищевых ингредиентов

Алексей Нечаев, Тамара Коткова, Евгений Смирнов, Татьяна Крикун, Полина Семенова НО «Союз Производителей Пищевых Ингредиентов», НП «Союз участников потребительского рынка»

Важнейшее политическое событие современности – создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации – продиктовало необходимость срочной разработки на его территории нормативно-правовых документов в области технического регулирования для свободного оборота продовольственных товаров на основе единых принципов и правил.

Требования безопасности

Для индустрии пищевых ингредиентов документом, где отражены вопросы безопасности, стали «Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза, где глава 2, разделы 22 и 23 касаются требований безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств. Требования введены в октябре 2011 года и действуют по настоящий момент. Это временный документ, уже с 1 июля 2013 года решением Совета Евразийской Экономической Комиссии №58 от 20 июня 2012 года вводится Технический регламент Таможенного союза (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Документ содержит некоторые нововведения:
• установлен уточненный перечень разрешенных к применению пищевых добавок (357 шт.);
• введены новые добавки – экстракты розмарина (Е 392), неотам (Е961);
• введены дополнительные требования по применению красителей и подсластителей (согласно статье 7, п. 17 п.п. 2 и 11);
• регламентировано применение некоторых пищевых добавок при производстве пищевых продуктов и ароматизаторов, которое ранее не было оговорено (глюконовая кислота (Е574), поливиниловый спирт (Е1203)). Содержание в продуктах пищевых добавок может контролироваться по закладке (рецептуре) или с применением аналитических методов исследования.

Существенные изменения по сравнению с ранее принятыми и действующими документами внесены в раздел «Ароматизаторы». Ароматизаторы выделены в самостоятельную группу ингредиентов с уточненной терминологией и классификацией (ароматизатор, натуральный ароматизатор, вкусоароматическое вещество, вкусоароматический препарат, термический технологический ароматизатор, коптильный ароматизатор, предшественники ароматизаторов, традиционные способы приготовления пищевых продуктов). Кстати, в данном регламенте термин «традиционные способы приготовления пищевых продуктов» и определение к нему дано только для ароматизаторов.
Внесены изменения, касающиеся применения вкусоароматических веществ и нормирования биологически активных веществ из растительного сырья в пищевых продуктах:
• определен перечень вкусоароматических химических веществ для производства ароматизаторов;
• определены вкусоароматические вещества, использование которых в производстве пищевых ароматизаторов не допускается и которые могут попадать в ароматизаторы, а следовательно и в пищевые продукты, только из растительного сырья в составе вкусоароматических препаратов;
• установлены регламенты содержания в пищевых продуктах некоторых биологически активных веществ при использовании ароматизаторов, содержащих растительное сырье: бета-азарон, квассин, кумарин, ментофуран, метилэвгенол, пулегон, сафрол, синильная кислота, туйон (альфа и бета), теукрин А, эстрагол.

Маркировка

Маркировка пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, а также продуктов с их применением должна осуществляться в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза (далее ТС) (022/2011) «Пищевая продукция в части ее маркировки», который также вступает в действие 1 июля 2013 года, и статьей 9 Технического регламента ТС (029/2012) «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Для производителей готовых продуктов питания с применением пищевых добавок и прочих ингредиентов в разделе «Маркировка» имеется ряд подводных камней. Во-первых, не увязаны сроки введения в действие Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам по подпункту А пункта 27 в части маркировки ароматизаторов и подпункта 5 пункта 28 в части маркировки продуктов, содержащих отдельные красители (27 апреля 2013 года), со сроками введения в действие ТР ТС 029/2012 (1 июля 2013 года). Эта коллизия может стоить предприятиям солидных денег, так как вынуждает в течение трех месяцев дважды менять этикетки на продукцию. Во-вторых, отсутствие четкого разделения в статье 9 Регламента требований к маркировке собственно пищевых ингредиентов и продуктов с их использованием создает возможность различных толкований требований по маркированию ароматизаторов и ферментных препаратов.
По инициативе ряда компаний Союзом участников потребительского рынка (СУПР) подготовлено письмо в Коллегию Евразийской экономической Комиссии по вопросу маркировки. Хочется надеяться, что проблема будет урегулирована уточнением Решения КТС № 622 «О внесении изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам…» или внесением изменений в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санэпиднадзору, в части исключения из них требований к продукции, являющейся объектом техрегулирования регламента ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».

Подтверждение соответствия

Коренные изменения в Регламенте связаны с разделом «Оценка (подтверждение) соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». В настоящее время, согласно Законодательству ТС, пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства с целью оценки соответствия их установленным требованиям подлежат государственной регистрации. Оценка (подтверждение) соответствия процессов изготовления, хранения, перевозки, реализации и утилизации пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств требованиям технического регламента будет проводиться в форме государственного надзора (контроля).
Оценка соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, которая будет установлена в дальнейшем, в основном определена Техническим регламентом ТС (ТР ТС) 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (утвержден Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 года № 880). Согласно этому регламенту оценке соответствия в форме государственной регистрации подлежат только новая и специализированная пищевая продукция. Оценка соответствия другой продукции, в том числе пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, должна будет проводиться в форме декларирования соответствия. Причем декларирование осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании доказательств собственных или полученных с участием третьей стороны, декларирование проводится по одной из представленных в регламенте схем, опять же по выбору заявителя.

Государственная регистрация

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 утвержден порядок введения в действие технического регламента «О безопасности пищевой продукции» – Регламент вводится в действие с 1 июля 2013 года. Однако государственная регистрация пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств продлевается вплоть до 15 февраля 2015 года, что вызывает явное непонимание у производителей, особенно с учетом вступления в силу положений Технического регламента (029/2012) по пищевым добавкам с 1 июля 2013 года. Значит ли это, что производители пищевых ингредиентов должны в очередной раз (уже в третий) переоформить свидетельства о госрегистрации на соответствие всего ассортимента продукции требованиям ТР ТС 029/2012. Причем отметим, что сами нормативы практически не изменились. Или же до 15 февраля 2015 года оценка (подтверждение) соответствия в форме декларирования и в форме госрегистрации для продукции, не являющейся новой, будет проходить параллельно? Имеет ли здесь место обычная ошибка (неувязка сроков введения в действие аналогичных требований в различных документах, а именно ТР ТС 021/2011, ТР ТС 029/2012 и решения № 880) или же это всего лишь попытка сделать вид, что происходят глобальные преобразования, не меняя ничего?

Предложения СППИ

Ожидания бизнес-сообщества по поводу возможного разрешения упомянутых неопределенностей и разночтений с принятием решения по вопросам реализации ТР ТС «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» пока не оправдались. Размещенное 10 декабря 2012 года на сайте ЕЭК решение № 258 от 2 октября 2012 года «О порядке введения в действие технического регламента Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» ясности не внесло. В целях разрешения возникших вопросов, Союзом производителей пищевых ингредиентов подготовлены уточнения по статье 10 регламента «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», в частности предлагается внести уточнение в п. 3 о том, что оценка (подтверждение) соответствия пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств проводится в форме декларирования. Союзом производителей пищевых ингредиентов сформулировано предложение, направленное на возможность использования Свидетельств о госрегистрации в качестве доказательного документа при оформлении деклараций соответствия. Одновременно дирекцией СППИ подготовлены предложения по исключению п. 3.5 Решения КТС №880 подпункт 4, а именно той части, где говориться о том, что государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 24 Технического регламента, до 15 февраля 2015 года подлежат пищевые добавки, комплексные пищевые добавки, ароматизаторы, растительные экстракты в качестве вкусоароматических веществ и сырьевых компонентов, стартовые культуры микроорганизмов и бактериальные закваски, технологические вспомогательные средства, в том числе ферментные препараты.
Подготовка к внедрению Регламента идет полным ходом. И уже сегодня обнаруживаются многочисленные недоработки в определениях пищевых ингредиентов; расхождения в терминологии пищевых продуктов; отсутствие четкости в формулировании требований по безопасности, маркировке, оценке соответствия; неточное указание единиц измерений и другие помарки, недопустимые в межгосударственном документе. Требуется серьезная согласованная работа всех трех сторон Таможенного союза с привлечением специалистов пищевой промышленности и ученых для разработки поправок в регламент «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств».
Российской стороной подготовлен свод замечаний, состоящий более чем из 50 пунктов. Основные замечания касаются статьи 4 «Определения», статьи 7 «Требования безопасности к пищевым добавкам, ароматизаторам и технологическим вспомогательным средствам, а также к их применению при производстве пищевой продукции», статьи 9 «Требования к маркировке пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», статьи 10 «Оценка (подтверждение) соответствия». В настоящее время проводятся консультации по данному вопросу с казахской, белорусской сторонами и российским бизнес-сообществом.
Законодательство ТС и России не должно вступать в противоречие с международным законодательством и новыми регламентами ЕС, особенно сегодня, после ратификации соглашений ВТО. Гармонизация и эквивалентность законодательств в области технического регулирования позволяет получить одинаковый результат от применения тех регламентов и стандартов и обеспечить одинаковую безопасность продукции разных стран.
Уже сегодня видно, что необходимы изменения документа ТР ТС по Приложениям №12 «Гигиенические нормативы применения носителей», №13 «Гигиенические нормативы применения подсластителей», №26 «Ферментные препараты, разрешенные для применения при производстве пищевой продукции», №28 «Требования безопасности и критерии чистоты пищевых добавок». Особое внимание следует уделить корректировке Регламента Таможенного союза в части регламентации пищевых добавок по категориям пищевых продуктов. Работа продолжается, и межгосударственный Технический регламент, принятый Таможенным союзом, должен будет постоянно претерпевать изменения, направленные на сближение требований международного (Кодекс Алиментариус, Регламенты ЕС) и межгосударственного законодательства.

www.foodinnovation.ru.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты