Аналитические обзоры

Мировой рынок продуктов для здоровья и хорошего самочувствия: последние тенденции

апрель 2018 года

В 2017 году на мировом пищевом рынке сегмент продуктов Health and Wellness (для здоровья и хорошего самочувствия) продолжил свой рост. Эксперты Euromonitor International подразделяют продукцию Health and Wellness на такие категории, как органические (Organic), «Свободные от» (Free from), «Натуральные здоровые» (Naturally Healthy), «Обогащенные / Функциональные», «Лучшее для вас» (Better for you).

В развивающихся станах рынок растет, в развитых – падает

По данным Euromonitor International, в период с 2016-го по 2017 год сегмент продуктов Health and Wellness показал наибольший рост в Азиатско-Тихоокеанском регионе и регионе Ближнего Востока и Африки – 3,3% и 4,2% соответственно. Наиболее высокие показатели роста наблюдались в таких странах, как Египет и Индия.
И, наоборот, в период с 2016-го по 2017 год в развитых странах, в первую очередь в Северной Америке, происходило снижение продаж продукции для здоровья и хорошего самочувствия. Реализация таких категорий, как продукты с пониженным содержанием жира и безалкогольные напитки с пониженным содержанием сахара, уменьшились более чем на 5%.
В целом, в большинстве развитых стран продукты категории «Лучшее для вас» (в том числе со сниженным содержанием жира, сахара, соли и кофеина, без интенсивной обработки сырья, с коротким списком ингредиентов в составе и др.) показали падение продаж.

Изменения продаж в разных категориях

В настоящее время потребитель к продуктам для хорошего самочувствия, прежде всего, относит здоровые и натуральные продукты. Поэтому в последние несколько лет резко выросли продажи товаров таких категорий как «Органические», «Натуральные здоровые» и «Свободные от».
В сегменте Organic на глобальном рынке в 2017 году с точки зрения увеличения предложения товаров лидировал Китай – рост 19%. И это понятно, после прошлых скандалов в этой стране с безопасностью детского питания и молочных продуктов потребитель готов больше заплатить за органическую продукцию понятного происхождения.
На глобальном рынке органических продуктов рынок США продолжает увеличиваться наиболее быстрыми темпами, он лидирует по этому показателю в мировом масштабе. Среди основных предпочтений американского потребителя – органическое позиционирование; простой список ингредиентов, входящих в состав продукта; отсутствие искусственных добавок и ГМО-компонентов. Ведущие компании американского пищевого рынка учитывают все эти пожелания потребителей, чтобы сохранить свои лидерские позиции.
Категория продуктов «Свободные от» (без глютена, молока, лактозы, мяса, аллергенов) на мировом рынке также растет хорошими темпами. Современный потребитель сознательно воспринимает такую продукцию как натуральную и более здоровую. Особенно это характерно для развитых стран, где наблюдается больше явлений непереносимости каких-либо ингредиентов и продуктов. В этом сегменте самая большая категория – продукция «без молока», наиболее быстрорастущая категория с 2012-го по 2017 год – безглютеновые продукты. В этот период наиболее высокий рост категории безглютеновых продуктов был в США, Италии и Великобритании.
Хотя категории Organic и Free from на мировом рынке растут наиболее быстро, другие участники рынка продуктов Health and Wellness – «Натуральные здоровые» и «Обогащенные / Функциональные» конкурируют за лидерские позиции на этом рынке по объемам продаж в денежном выражении.
Глобальный сегмент натуральных здоровых продуктов в 2017 году оценивается экспертами Euromonitor в 253 млрд долл., это больше, чем объем сегмента обогащенных и функциональных продуктов, который составил 247 млрд долл. Сегодня потребители более осведомлены о том, что входит в состав продуктов, чем когда-либо прежде, и это влияет на решения о покупке, поскольку они ищут минимально обработанные и более натуральные продукты питания и напитки в соответствии с тенденцией чистой этикетки, которая повышает продажи натуральных здоровых продуктов.
В мире растет число потребителей, предпочитающих растительные продукты с высоким содержанием белка, витаминов и минералов, но без искусственного обогащения этими компонентами. Они все чаще выбирают продукты на основе древних злаков, орехов, семян и бобовых, а также содержащие функциональные ингредиенты с определенными полезными свойствами.
Добавление растительных ингредиентов в состав продукта также является одним из основных мировых трендов, который будет еще более укрепляться в ближайшее время. Продукты, изготовленные с использованием суперзерен, суперфруктов, грибов становятся все более популярными. Такие ингредиенты теперь активно применяют в производстве снеков, функциональной воды, напитков и др. Особенно широко используют чернослив, морингу, ягоды годжи, куркуму, мак, лекарственные грибы, например чагу, и др.

Развитие рынка в разных странах

С точки зрения развития сегмента Health and Wellness по регионам мира в категории «Натуральные здоровые», по данным Euromonitor International, наибольший объем рынка в денежном выражении в Китае и США. Также хорошо развит этот рынок в Японии, Бразилии, Германии и Франции.
Китай опередил США в данной категории, рост продаж был обусловлен повышенным спросом на натуральную минеральную воду, оливковое масло, 100%-но натуральный сок, лапшу с высоким содержанием клетчатки, орехи и семена. Китайские потребители проявляют растущий интерес к этим продуктам из-за повышения уровня доходов и осведомленности о полезных свойствах продуктов, особенно в крупных городах.
Наибольший объем рынка продукции категории «Обогащенные / Функциональные» также в США и Китае, и довольно значительные объемы рынка в Японии, Бразилии и Мексике. В категории «Лучшее для вас» по объему рынка лидируют США, Великобритания и Индия.
Хотя в США по-прежнему самый большой рынок продукции для здоровья и хорошего самочувствия, рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Восточной Европы в последние годы растут достаточно быстрыми темпами. Это связано с интенсивно растущим спросом на продукты с функциональными ингредиентами, такими как пробиотики, Омега-3 жирные кислоты и витамины. Благосостояние населения этих стран растет, и потребители стараются сделать более здоровым свой ежедневный рацион.

Напитки Health and Wellness

На мировом рынке напитков для здоровья и хорошего самочувствия продажи натуральной бутилированной воды опережают продажи обогащенных энергетических напитков и 100%-ных фруктовых и овощных соков. В 2017 году мировые продажи природных минеральных вод выросли на 3 млрд долл., при этом около 36% этого роста приходится на долю Китая. Несмотря на это, энергетические напитки остаются привлекательной категорией для инвесторов.
В период с 2016-го по 2017 год в США категория природных минеральных вод росла достаточно интенсивно и увеличилась на 10%, что значительно больше, чем в Китае и Западной Европе.
Продажи органических напитков в мировом масштабе составили 5 млрд долл. в 2017 году и, по прогнозам аналитиков Euromonitor International, в дальнейшем вырастут еще на 4 млрд долл. до 2022 года.
Продажи напитков на основе кофе и чая категории Organic вырастут на 360 млн долл. до 2022 года.
На глобальном рынке спрос на зеленый чай продолжает увеличиваться. Мировые продажи здоровых напитков на основе чая замедлили тем роста, что вызвано снижением продаж в Китае и Индонезии. Тем не менее, продажи данных напитков в США, Вьетнаме и Японии продолжили свой рост в 2017 году.
Многие страны в последние годы ввели налоги на сахар или находятся на грани введения таких налогов. Несмотря на это, мировые продажи газированных напитков с пониженным содержанием сахара ниже уровня продаж других основных категорий данного рынка, таких как чай и бутилированная вода, которые выросли на 2% в 2017 году. В Западной Европе наблюдался положительный рост продаж сладких газированных напитков, что компенсировало снижение продаж данной категории в США. Диетическая Cola остается напитком номер один на сокращающемся мировом рынке сладких газированных напитков.

Поделиться с друзьями:
Постоянный адрес этой страницы


© 2024 Портал «Бизнес пищевых ингредиентов online» Контакты